Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе начального общего образования
Учебный план
для обучающихся слабовидящих
(вариант 4.2)
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2025
Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу
отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его
потребностей.
Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся (далее - примерный
учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционноразвивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план должен соответствовать действующему законодательству РФ в
области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС
НОО слабовидящих, АООП НОО для слабовидящих обучающихся и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом.
Примерный
учебный
план
обеспечивает
в
случаях,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования, возможность
обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке,
возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на
изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
готовность слабовидящих обучающихся к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования;
• формирование
здорового
образа жизни,элементарных
правил поведения
в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие
слабовидящего
обучающегося
в
соответствии с его индивидуальностью;
• минимизацию негативного влияния слабовидения на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Образовательная организация, реализующая АООП НОО для слабовидящих
обучающихся, имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на
основе примерного учебного плана с учетом специфики региона, возможностей
организации, контингента обучающихся и пожеланий родителей (законных
представителей).
Образовательная
организация самостоятельна
в
организации
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу
коррекционно- развивающей области (проектная деятельность, практические занятия,
экскурсии и т. д.). Обязательная часть содержит перечень учебных предметов:
русский язык, чтение, окружающий мир (человек, природа, общество), математика,
изобразительное искусство,
музыка, технология (труд), физическая культура.
Количество часов, отводимых на изучение предметов «Русский язык», «Литературное
чтение», может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с
учетом психофизических возможностей слабовидящих обучающихся.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, включает: факультативные курсы, обеспечивающие реализацию
индивидуальных особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;
внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы
как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно- оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие слабовидящих
обучающихся; коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой
направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат
обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
ритмику, адаптивную физическую культуру, развитие зрительного восприятия,
социально- бытовую ориентировку, пространственную ориентировку, развитие
коммуникативной деятельности, которые являются обязательными и проводятся в
форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы
организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционноразвивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество
часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО).
Количество часов, отводимых на коррекционно-развивающую область, закрепляется
локальным актом образовательной организации.
Учебный план разрабатывается на основании следующих нормативных документов:
Закона «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки
Российской Федерации и действующего СанПиНа. Режим работы. Образовательная
организация осуществляет образовательную деятельность посредством реализации АООП
НОО для слабовидящих обучающихся.
Примерный учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом и предусматривает 5– летний срок (1-5 класс) освоения АООП
НОО для слабовидящих обучающихся.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3821
часа.
Учитывая психофизические возможности слабовидящих, учебные занятия в
образовательной организации, реализующей АООП НОО для слабовидящих
обучающихся, проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уроки проводятся
в одну смену. Режим работы образовательной организации осуществляется под
контролем санитарно-эпидемиологической службы.
Отдельные классы отсутствуют, обучающиеся обучаются в условиях инклюзии.
Учебные курсы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии
В рамках организации внеурочной деятельности реализуются коррекционноразвивающие занятия (не менее 5 часов в неделю):
Количество часов в неделю по классам
Направления Название курса
внеурочной
1класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс Всего
деятельности
часов
Ритмика
16,5
(0,5)
Адаптивная
16,5
физическая культура (0,5)
Развитие зрительного 33(1)
восприятия (учитель –
дефектолог)
Социально-бытовая
33(1)
ориентировка
(учитель-дефектолог)
Пространственная
33(1)
ориентировка (учитель
–дефектолог)
Развитие
33(1)
коммуникативной
деятельности (педагогпсихолог)
Развитие речи
33(1)
(учитель –логопед)
Максимально допустимая
198
годовая/недельная нагрузка при 5дневной учебной неделе
17(0,5) 17(0,5) 17(0,5)
17(0,5)
84,5 (2,5)
17(0,5) 17(0,5) 17(0,5)
17(0,5)
84,5 (2,5)
34(1)
34(1)
34(1)
34 (1)
169 (5)
34(1)
34(1)
34(1)
34 (1)
169 (5)
34(1)
34(1)
34(1)
34 (1)
169 (5)
34(1)
34(1)
34(1)
34 (1)
169 (5)
34(1)
34(1)
34(1)
34 (1)
169 (5)
204
204
204
204
1014
Недельный учебный план начального общего образования
для обучающихся ОВЗ (вариант 4.2)
Предметные
области
Учебные предметы
Классы
Обязательная часть
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Русский язык и Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
5
5
5
5
4
4
4
4
Иностранный
Иностранный язык (английский)
язык
Математика
и Математика
информатика
Обществознание
Окружающий мир
и естествознание
(окружающий
мир)
-
2
2
2
4
4
4
4
2
2
2
2
Основы
религиозных
Основы религиозных культур и
культур
и светской этики
светской этики
Музыка
1
1
1
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
Технология
Технология
1
1
1
Физическая
Адаптивная физическая
2
2
2
культура
культура
Итого
20
23
23
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логика в решении задач
1
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
1
1
1
1
2
23
0
23
План внеурочной деятельности
Учебные курсы
2
класс
1
3
класс
1
4
класс
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0
0
0
1
Движение «Орлята России»
1
1
1
1
Итого недельная нагрузка
3
3
3
3
Разговор о важном
Школа безопасности
Логика в решении практических
задач
Практикум по решению задач
1
класс
1
0,5
0,5