_РП георгафия АООП для УО (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 96
Протокол № 1 от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 96
___________/В.Ф. Садрисламова/
Приказ от № 190/2-o
от «30» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

2022-2023 уч.год

Содержание программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой
темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География».
Личностные результаты освоения учебного предмета.
1.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
2.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
6 класс

•
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
 выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
 делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
 читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
 показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей
тетради на печатной основе;
 выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной
коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных
возможностей учащихся).

7 класс

 показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать
элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
 показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты,
указанные в программе;
 устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями
населения;
 делать несложные макеты изучаемых природных зон;
 принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида
(количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
 показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;

8 класс

 определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
 давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
 находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
 выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной)
школы VIII вида (количество заданий и время-заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
•показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
9 класс
•находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую
историческую справку о прошлом своего края;
•называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
•правильно вести себя в природе;
•выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (2 часть) для 9 класса специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы
3.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
4.
Владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
5.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
6.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
7.
Формирование навыков бережного отношения к природным богатствам.
8.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
9.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
10.
Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам,
связанным с географической картой.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и
планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью
учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать,
исключать и обобщать учебный материал.
5 класс
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
6 класс
Учащиеся должны знать:
- что изучает география;
- горизонт, линию и стороны горизонта;
- основные формы земной поверхности;
- виды водоемов, их различия;
- меры по охране воды от загрязнения;
- правила поведения в природе;
- отличие плана от рисунка и географической карты;

- масштаб, его обозначения;
- основные направления на плане, географической карте;
- условные цвета и знаки географической карты;
- расположение воды и суши на Земле;
- материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
- значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;
- различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
- расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
- основные типы климатов;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
- читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
- ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
- читать географическую карту;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России;
- природные условия и богатства России, возможность использования их человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для
коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь:
- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное
описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
- показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в
программе;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- делать несложные макеты изучаемых природных зон;
- принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество
заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
8 класс
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийского океаны Географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности
размещения;
- названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
- показывать по географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
- давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
- находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной)
школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
9 класс
Учащиеся должны знать:
- географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
- границы, государственный строй и символику России;
- особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные
мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях и ЧС;
- медицинские учреждения и отделы социальной защиты.
Учащиеся должны уметь:

- находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для
коррекционных школ VIII вида;
- показывать Россию на политической карте мира;
- находить свою местность на карте России , политико-административной, физической и карте природных зон;
- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своего края, давать краткую историческую справку
о прошлом своего края;
- называть и показывать на иллюстрациях изученные исторические и культурные памятники своего края;
- правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной)
школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
2. Содержание учебного предмета «География»
Содержание учебного курса «География» направлено на усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии
России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном
крае.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами
земной поверхности, водоемами, планом и картой.
В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей
местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может
уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии —«План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они
могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные
школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.
Такая последовательность изучения тем отличается от ранее принятой (в соответствии с более старой программой географии) позволит
более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие
сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний
в тесной связи сэлементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные
природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и

жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим
проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической,
политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных
блока:
I.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
II.
Природные зоны России.
Задача первого блока этого раздела — создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий,
ресурсов, населения и хозяйства.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности
климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы,
достопримечательности разных уголков нашей Родины.
При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая
культурные и этнографические особенности населения.
Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными изданиями.
Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам процесс усвоения
программного материала географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе,
помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения.
Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель
должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности,
бытом, культурой людей, отдельными государствами.
С IV четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь
даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном
мире и населении Евразии.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой
темы.
7 класс
№
Тема урока
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика). 11ч.

Кол-во часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Географическое положение России на карте мира
Европейская и азиатская части России
Административное деление России
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения
Климат России
Водные ресурсы России, их использование
Население России. Народы России
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России
Природные зоны России. Введение. 2ч.
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России
Зона арктических пустынь. 5ч.
Положение на карте
Климат
Растительный и животный мир
Население и его основные занятия
Северный морской путь
Зона тундры
Положение на карте (Рельеф и полезные ископаемые)
Климат и водоемы тундры
Растительный мир
Животный мир тундры
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города: Мурманск, Архангельск
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры
Лесная зона.18ч.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Реки, озера, каналы
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Смешанные и лиственные леса
Животный мир
Пушные звери
Значение леса
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной
России
Города Центральной России
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск
Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Заповедники и заказники лесной зоны
Обобщающий урок по лесной зоне
Зона степей. 8ч.
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки
Растительный мир
Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей
Зона полупустынь и пустынь. 7 ч.
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
Климат. Реки
Растительный мир
Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58.
59.
60.
61.
62.

63.
64.
65.
66.
67.
68.

8 КЛАСС
№
1
1
2
3
4
5

1

Города зоны полупустынь и пустынь
Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь
Зона субтропиков. 3ч.
Положение на карте
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия
Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.
Ялта, Алушта
Высотная поясность в горах. 6ч.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
Обобщающий урок по географии России
Всего

Тема урока
Введение(1ч)
Что изучает география материков и океанов.
Мировой океан (5ч)
Атлантический океан. Хозяйственное значение.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Материки и части света
Африка (12ч)
Африка. Географическое положение.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
68

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6

Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население.
Государство Египет, его столица.
Эфиопия, ЮАР, их столицы.
Обобщающий урок "Материки и части света".
Австралия (8ч)
Австралия. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир Австралии.
Животный мир Австралии.
Население.
Австралийский союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок по теме «Австралия».
Антарктида (6ч)
Антарктида. Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы.
Современное исследование Антарктиды.
Обобщающий урок по теме «Антарктида».
Америка (21ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Открытие Америки.

1
Северная Америка

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединённые Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба.
Обобщающий урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
Южная Америка

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3

Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озёра.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей.
Растительный мир пустынь и горных районов.
Животный мир саванн, степей, пустынь и гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу и другие.
Работа с контурной картой.
Обобщающий урок. Часть света – Америка.
Евразия. (15 ч)
Географическое положение.
Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического
океанов.
Острова и полуострова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Очертание берегов. Моря Тихого и Индийского океанов.
Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озёра Европы.
Реки и озёра Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы. Культура и быт народов Азии.
Обобщающий урок.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».