Рабочая программа коммуникация 4.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96

Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе начального общего образования

рабочая программа
по учебному курсу ««Коммуникативная деятельность »

(для 1–5 классов общеобразовательных организаций на уровне
НОО)
Вариант 4.2.

Екатеринбург ,2025

Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.................................................................................................................. 3
1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ............................................................. 3
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА........................................................ 3
1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ.................................. 3
1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА............................... 4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА................................................................. 4
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ .........
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ
ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................ 16
4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО ........
КУРСА..........................................................................................................................................
.................... 16
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................................ 17

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной
деятельности» разработана на основе АООП НОО для слабовидящих обучающихся в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 4.2, программа составлена с учетом материалов
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под ред.
Л.И. Плаксиной (1999г.), с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и
рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут
использоваться в индивидуальной работе с учащимися.

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить
специальные умения и навыки, повышающие его коммуникативные возможности, увеличивать
свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной
деятельности. Цели:

1.
Достижение максимально возможных положительных результатов в
коммуникативной деятельности учащихся.
2.
Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной
жизни в современных условиях.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
•
развитие навыков коммуникации для установления контактов с
окружающими;
•
обогащение представлений о себе и своих возможностях;
•
формирование образов окружающих людей;
•
формирование и развитие вербальных и невербальных средств
общения и расширение социального опыта;
•
развитие межличностной системы координат "слабовидящий нормально видящий".

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности»
является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении
слабовидящих учащихся с вариантом 4.2.
Важную роль в разработке коррекционного курса выполняет
диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся,
их возможность восприятия изучаемого программного материала.
Развитие коммуникативной деятельности – это практический
курс обучения слабовидящих школьников основам коммуникации.
Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у слабовидящих
обучающихся необходимых знаний, умений и
навыков вербального и невербального общения для успешной социализации
и интеграции в общество.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное
обучение умениям и навыкам.
Прохождение отдельных разделов программы предполагает
определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается
объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо.
Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является
приблизительным.
Основной организационной формой развития коммуникативной
деятельности является коррекционное занятие.

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными
возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как
неотъемлемую часть образовательного процесса. Коррекционно-развивающие
занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой
деятельности. Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой
или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия не
более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю.

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
•
формирование самооценки с осознанием своих возможно
стей в учении, способности адекватно судить о причинах своего

успеха (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки,
уважать себя и верить в успех;
•
формирование умения ориентироваться в пространственной
и социально-бытовой среде;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
•
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
•
умение владеть приемами общения в различных жизненных
и поведенческих ситуациях;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
•
способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
•
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
•
уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1 класс
I.
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения.
Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды
взаимодействия с партнёром по общению.
Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении.
II.
Формирование образа человека.
Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования
«схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа
другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь
и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное
выражение. Движения и действия человека в ситуации общения.
Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий.
Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
III.
Формирование коммуникативной грамотности.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации.
Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных
средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп,
тембр, громкость речи, заполнение пауз),
с кинетическими (жесты, поза, мимика)
невербальными средствами. Взгляд как
средство коммуникации. Развитие двигательно-мышечного
компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального
компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента
невербальных средств общения. Развитие знаний и умений в области
вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой
коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры.
Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие
основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи,

способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование
умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства
общения.
IV.
Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия.
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению,
к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать
предметы и др.
Совершенствование пространственных, предметно-пространственных,
социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального
взаимодействия с партнером по
общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие
контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах
действиях.
V.
Формирование компенсаторных способов устранения коммун
икативных трудностей.
Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в
коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать
ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к
координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции
эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование
представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.
VI.
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения.
Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды
взаимодействия с партнёром по общению.
Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении.
VII.
Формирование образа человека.
Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования
«схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа
другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь
и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное
выражение. Движения и действия человека в ситуации общения.
Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий.
Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
VIII. Формирование коммуникативной грамотности.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации.
Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных
средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп,
тембр, громкость речи, заполнение
пауз), с кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами.
Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательномышечного компонента невербальных средств общения.
Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие
гностического компонента невербальных средств общения. Развитие знаний
и умений в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о
средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой
культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого
общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли,
чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя.
Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и
вербальные средства общения.

Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия.
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к
явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие,
предлагать, брать предметы и др.
Совершенствование пространственных, предметнопространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных
для социального взаимодействия с
партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером де
йствий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных
с партнерах действиях.
X.
Формирование компенсаторных способов устранения коммун
икативных трудностей.
Развитие зрительного
и слухового восприятия как способа ориентации в
коммуникативной ситуации.
Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии,
самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний.
Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование
речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в
определенных ситуациях.
IX.

Курс "Развитие коммуникативной деятельности» для слабовидящих
обучающихся 1 дополнительного класса представлен шестью
разделами. Раздел 1. Общение с внешним миром.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Раздел 3. Образ жизни.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Раздел 6. Культура
общения
(этикет). Раздел 1.
Общение с внешним
миром.
Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим его
миром и научить способности ориентироваться в нем. Занятия этого раздела
помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного
мира, выявляют способности общения с окружающей природой.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или
неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей
между собой и со взрослыми. Язык движений лежит и в основе общения
животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их.
Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно
использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении
слабовидящих детей.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Цель: научить обучающихся понимать свои индивидуальные и эмоци
онально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние человека
по выражению лица, мимике, жестам и позам во время общения.
Занятия этого раздела помогут обучающимся научиться способности
осознавать свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться установлению
визуального контакта с

собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держа
ть позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой,
жестом, движением.
Раздел 3. Образ жизни.
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных
ситуациях,
умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами
характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение
добрым делам и поступкам.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, д
рузьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и
внимания друг к другу. Занятия способствуют умению выработать
положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в
различных жизненных ситуациях.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Цель: помочь слабовидящим обучающимся, используя специальные п
риемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми,
находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях;
развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного
взаимоотношения с другими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются не только в
школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре
и других общественных местах.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между
людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с
использованием
вербальных и невербальных средств общения; развивать культуру поведени
я за столом, на улице и в других жизненных ситуациях.
Основные виды учебной деятельности учащихся:
Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной
информации.
Умение общаться подразумевает:
осознание того, что каждый имеет право выражать
свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
понимание собственных и чужих желаний, чувств и
мыслей;
ясное и непосредственное выражение мыслей и
чувств;
понимание двухканальности процесса общения:
роли говорения и слушания других.
Выразительные движения. Любой эмоциональной
реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные
проявления (мимика, пантомимика).
Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек
радуется. Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой,
потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный.
Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие.
Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают
фигуру, положительные развёртывают. Голова может быть поставлена прямо,

быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают
естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не
в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет
процесс коммуникации.
Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим.
Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать
его поведение и словесные высказывания.
Самоконтроль – умение владеть собой, анализировать ситуацию,
не унижать и не обижать
других.
Курс "Развитие коммуникативной деятельности» для слабовидящих
обучающихся 2 класса представлен шестью разделами.
Раздел 1. Общение с внешним миром.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Раздел 3. Образ жизни.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Раздел 1. Общение с внешним миром.
Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим его
миром и научить способности ориентироваться в нем.
Занятия этого раздела
помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного
мира, выявляют способности общения с окружающей
природой.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность,
неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение
слабовидящих детей между собой и со взрослыми.
Язык движений лежит и в основе общения животных.
Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая
за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык
движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Цель: научить обучающихся понимать свои индивидуальные и эмоци
онально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние человека
по выражению лица, мимике, жестам и позам во время общения.
Занятия этого раздела помогут обучающимся научиться способности осозн
авать свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться установлению
визуального контакта с
собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держа
ть позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой,
жестом, движением.
Раздел 3. Образ жизни.
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных
ситуациях,
умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами
характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение
добрым делам и поступкам.
Раздел 4. Общение с друзьями.

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, д
рузьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и
внимания друг к другу.
Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательн
ое отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Цель: помочь слабовидящим обучающимся, используя специальные п
риемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми,
находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях;
развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного
взаимоотношения с другими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются не только в
школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре
и других общественных местах.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между
людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с
использованием
вербальных и невербальных средств общения; развивать культуру поведени
я за столом, на улице и в других жизненных ситуациях.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: Общение – процесс
передачи и приема вербальной и невербальной информации.
Умение общаться подразумевает:
осознание того, что каждый имеет право выражать
свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
понимание собственных и чужих желаний, чувств и
мыслей;
ясное и непосредственное выражение мыслей и
чувств;
понимание двухканальности процесса общения:
роли говорения и слушания других.
Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции,
любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные
проявления (мимика, пантомимика). Мимика – выразительные движения мышц
лица. Улыбка – человек радуется. Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может
быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий,
испуганный. Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие.
Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру,
положительные развёртывают. Голова может быть поставлена
прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы
бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной
пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние.
Это затрудняет процесс коммуникации. Сопереживание – заботливое и
сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое
влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания.
Самоконтроль – умение владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и
не обижать других.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие
коммуникативной деятельности» в 3 классе имеет 5 разделов:
Общение и его роль в жизни человека.
Формирование образа человека.

Формирование коммуникативной грамотности.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных
трудностей.
Содержание раздела «Общение и его роль в
жизни человека» направлено на формирование у ребенка положительного
отношения к миру, к себе и окружающим людям (родителям,
педагогам, сверстникам); формирование представлений о речевом и неречевом
(мимика, жесты, позы, взгляды) общении; развитие умения использовать
нарушенное зрение
и слух для ориентации в коммуникативной ситуации; определять внешний
вид человека, наиболее характерные позы, жесты, мимику, пантомимику,
используя осязательные навыки.
Обучающиеся приобретают и расширяют опыт выражения собственных
эмоциональных состояний, приобретенный в предыдущих классах, учатся
осознавать роль общения в жизнедеятельности человека, осваивают нормы и
правила общения.
Содержание раздела «Формирование образа человека» направлено на
расширение представлений о себе, расширение и
обогащены представления о своем теле, качествах характера, формирование
представления о своих умениях и возможностях. Обучающиеся
продолжают знакомиться с базовыми эмоциями, учатся правильно применят
ь движения и
действия в ситуации общения; расширяют опыт восприятия и понимания п
артнера по общению.
Содержание раздела «Формирование коммуникативной
грамотности» направлено
на приобретение и развитие практических навыков коммуникации и их ре
ализацию посредством вербальных и невербальных средств общения;
формирование умения оценивать
результативность общения, развитие и совершенствование основных речев
ых форм общения; развитие грамотно оформленной речи,
использование темпа, тембра, громкости речи, пауз, поз и
мимики в игровой и учебной деятельности, умение принимать участие в
беседе.
Содержание раздела
«Формирование знаний и умений в области социального
взаимодействия» направлено на развитие способности вступать в процесс о
бщения и поддерживать его, овладение нормами и правилами поведения и
реализации их в процессе
общения, усвоение практических навыков социального взаимодействия в ра
знообразных видах деятельности.
Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных
спартнером действиях.
Содержание раздела «Формирование компенсаторных способов устр
анения
коммуникативных трудностей» направлено на развитие возможностей испо
льзования нарушенного зрения, сохранных анализаторов для ориентации в
коммуникативной ситуации
обучение владению монологической и диалогической формами речи; умени
ю вступать в процесс общения; формирование и расширение представлений

о нормах речевого этикета в
соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией; развитие умения ф
ормировать речевые модели и грамотно использовать их в ситуациях общения.
В 3 классе обучающиеся развивают навыки коммуникативной деятел
ьности
приобретенные в предыдущих классах, продолжают приобретать опыт комм
уникации практических навыков общения в разнообразных видах деятельности
и ситуациях общения.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие
коммуникативной деятельности» в 4 классе имеет 5 разделов:
Невербальное общение
Вербальное общение
Социальное взаимодействие
Формирование компенсаторных способов устранения
коммуникативных трудностей. Конфликты и их последствия

1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч)
1 класс
№ Тема
занятия
Основные виды деятельности учителя и учащихся
п/п Основное содержание

Кол-во
часов

1

Диагностика

диагностирует учащихся по программным темам, а так же
проверяет готовность детей к практической работе и
выявляет психофизические особенности по восприятию
изучаемого материала.

1

2

Общение
с внешним
миром. Времена года

Дидактическая игра «Какая бывает погода?» Педагог
читает стихи о погоде в разное время года, а
дети показывают соответствующую картинку. Подвижная
игра «Солнышко и дождик». Дети повторяют за педагогом
слова стихотворения и соответствующие движения.

1

Беседа про погоду. Педагог читает стихотворение И.
Пивоварова «Едет солнце». Дети отвечают на вопросы.
Подвижная игра «Солнышко»

1

3

Общение
с
внешним
миром
Времена года

4

Общение внешним
миром Времена года

с

Рисование на тему «Солнышко и тучка».
Дети рисуют солнышко и тучку. Педагог рисует элемент и
предлагает детям дорисовать его до получения образа.
Дети проводят линии в направлении «от себя», «к себе»,
дуги, замкнутые, петлеобразные линии.

1

5

Мои чувства желания.
Я – сам.

и

Рисование «Я – в полный рост». Педагог просит учащихся
нарисовать себя в полный рост и рассказать о
результатах.

1

6

Мои чувства желания.
Я – сам.

и

Беседа «Моё тело». Педагог предлагает
учащимся закончить словами одно из двух
предложений, выбрав свой вариант ответа.

7

Мои чувства желания.
Я – сам.

и

Дидактическая
игра «Мой портрет».
Дети
рассматривают картинки с изображением детей разного
роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими
хотят вырасти.

8

Образ жизни. Что я умею.

9

Образ жизни. Что я умею.

10

Общение
с друзьями.
Приветствуем друг друга.

11

Общение
с друзьями.
Приветствуем друг друга.

Игра «Волшебный мяч». Учащиеся бросают друг другу мяч, 1
называя своё имя и приветствуя ученика, которому брошен
мяч. Игра «Давайте поздороваемся».

12

Общение

со взрослыми.

Игра «Зеркало». Дети – зеркала, водящий.
Зеркала отражают движения водящего. Подвижная
игра «Узнай, кто. Ученик должен с закрытыми глазами
узнать, кто это?

1

13

Общение

со взрослыми.

Игра «Расскажи стихи руками». Педагог
читает стихотворение, ученики выполняют движения.

1

14

Культура
общения. Поведение во
время разговора.

Беседа «Как вести себя во время
разговора». Игра «Пожалуйста». Учащиеся повторяют
упражнения, если педагог говорит слово «пожалуйста».

1

15

Культура
общения. Поведение во
время разговора.

Беседа - инсценировка на тему «Вежливая
1
просьба». Педагог предлагает ученикам
инсценировать ситуации, в которых необходимо употребить
формы вежливого обращения.

16

Культура
общения. Поведение во
время разговора.

Упражнение «Обыкновенное
1
здравствуйте»Педагог предлагает поприветствовать разных
людей.

17

Диагностика коммуникативных Учебно-речевые ситуации.
умений.

2 класс
№ Тема занятия Основное
п/п содержание

Игра «Я думаю, что
1
смогу…». Дети рассматривают сюжетные
картинки и отвечают,
что умеют делать изображенные персонажи.
Педагог предлагает ответить, что лучше всего умеют
делать дети.
Игра-рисование «Мои таланты». Педагог
1
предлагает ученикам подумать, есть ли у них
таланты. Предлагает нарисовать , что ещё можно делать
хорошо.
Беседа о вежливости.
1

1

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кол-во
часов

Наблюдение, анкетирование, беседа, учебно-речевые
ситуации.

1

1

Диагностика коммуникативных
умений.

2

Общение
с
миром.
Путешествие в лес.

внешним Дидактическая игра «Путешествие в лес» Педагог читает
произведение о лесе. Рассматривание картинок.
Слушание «голоса леса», «музыки леса». Рисование
леса.

1

3

Общение
с
миром.
Путешествие в лес.

внешним Подвижная игра «У медведя во
бору». Подвижная игра «Заинька».

1

4

Общение
с
миром.
Путешествие в лес.

внешним Дидактическая игра «Дорисуй предмет».
Педагог рисует элемент и предлагает детям дорисоват
ь его до образа растения или животного.

5

Мои чувства и желания.

Упражнение

Я – сам.

рассказа Моё лицо».

6

Мои чувства и желания. Я –
сам.

Игра «Части тела». Педагог, обучая ребенка умываться
или одеваться, называет части тела и просит называть их
детей.

1

7

Мои чувства и желания. Я –
сам.

Игра «Веселые пальчики». Педагог читает
потешку и выполняет движения пальчиками
Дети повторят движения.

1

8

Образ жизни. Что я
умею.

Рисование на тему «Что я могу делать».
Педагог предлагает нарисовать то, что больше всего
любят делать дети. Ученики рассказывают о своих
любимых занятиях.

1

9

Образ жизни. Что я
умею.

Упражнение «Преодоление трудностей».
Ребёнок вводится в зону ближайшего развития
своих возможностей.

1

10 Общение с
друзьями. Приветствуем
друг друга.

Беседа о том, как люди приветствуют друг друга

1

11 Общение с
друзьями. Приветствуем
друг друга.

Беседа
«Приветствуй
и дружелюбно».

1

12 Общение со взрослыми. Про
меня и мою семью.

Беседа «Моя семья».

1

13 Про меня и мою семью

Беседа «Семейная фо- тография»

1

Игра «Словарь вежливых слов». Педагог
просит выслушать стихотворные строчки
и продолжить их нужным словом.

1

Этюд «Вежливая
внучка (внук). Педагог предлагает произнести диалог
воспитанной внучки, используя вежливые слова, жесты,
мимику.

1

Сюжетная игра «В магазине». Дети распределяют роли
кассира и
покупателя. Обыгрывается ситуация покупки и расчета
с кассиром.

1

Учебно-речевые ситуации.

1

14 Культура общения.
Поведение во
разговора.

время

15 Культура общения.
Поведение во
разговора.

время

16 Культура общения.
Поведение во
разговора.

время

17 Диагностика коммуникативных
умений.

№
п/п

3 класс
Тема занятия Основное
содержание

Основные
учащихся

«Зеркало».

виды деятельности

Составление

1

вежливо

учителя

1

и

Колво
часов

Роль общения в жизни
человека

Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют роль
общения в жизнедеятельности человека; приводят простейшие
примеры общения (человек-человек, человек-информация,
человек- природа); используют основные нормы и правила
общения; применят основные нормы и правила общения;
описывают ситуации общения; понимают роль зрения, слуха,
речи в ситуациях общения; отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

2

Как мы общаемся

Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют речевое и
неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и
неречевого общения; используют зрительное восприятие для
обследования моделей мимики, жестов и позы человека;
развивают собственный опыт речевого и неречевого общения;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

3

Образ
движение

4

Выражение эмоциональн
ых состояний человека

1

человека

и Выполняют учебную задачу занятия;
читают рисунки человека на наглядных пособиях; знают
«схему тела»;
моделируют наиболее характерные
,воспринимают схему собственного тела;
самостоятельно воспроизводят наиболее характерные
движения; отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

Выполняют учебную задачу занятия;
самостоятельно обследуют по
алгоритму объемную модель схемы лица; различают черты
собственного лица; используют приемы зрительного
восприятия основных эмоций человека, выраженных мимикой;
воспринимают и воспроизводят базовые мимические
движения; читают изображение базовых
эмоций человека на наглядных пособиях;
самостоятельно воспроизводят базовые характерные жесты;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

1

5

Выражение эмоциональн
ых состояний человека и
движение

Выполняют учебную задачу занятия; знают внешний облик
человека; используют приемы обследования основных
пропорциональных отношений фигуры человека; моделируют
наиболее характерные эмоциональные движения; читают
основные эмоциональные движения человека ; понимают и
воспроизводят основные (базовые) эмоции человека; знают и
воспроизводят основные движения и действия человека в
ситуации общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают
свои достижения на занятии.

6

Эмоции
как
ства общения

7

Средства невербальной к Выполняют учебную задачу занятия; Применяют невербальные
оммуникации:
средства коммуникации; выделяют выразительные движения
пантомимика
индивида (изменения в походке,

сред Выполняют учебную задачу занятия; знают базовые эмоции;
знают названия базовых эмоций; воспринимают эмоции
посредством зрения и тактильно-осязательного восприятия;
самостоятельно воспроизводят базовые эмоции; отвечают
на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на
занятии.

1

1

1

осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры
проявления невербальных средств коммуникации при
общении; воспринимают, анализируют и
выполняют жестовые и пантомимическме движения;
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

8

Средства невербальной
коммуникации: мимика,
взгляд и выражение лица.

Выполняют учебную задачу занятия; владеют
представлениями о кинетических средствах невербального
общения (жесты, поза, мимика);
воспринимают базовые мимические движения;
называют базовые мимические состояния;
воспроизводят базовые мимические движения; отвечают на
итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления
об интонационных средствах невербального общения;
понимают возможности интонации и характеристики голоса;
знают возможности темпа, тембра, громкости речи,
заполнения пауз как средств невербальной коммуникации;
отрабатывают практические навыки воспроизведения
различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения
(моделирование ситуаций общения);
воспроизводят различный уровень
громкости речи (моделирование ситуаций общения);
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

10 Средства
вербальной
коммуникации

Выполняют учебную задачу занятия развивают знания и
умения в области вербальной коммуникации; имеют
представление о речи как вербальном средстве коммуникации
совершенствуют свою речь, знают правила русского языка;
преодолевают боязнь установления контактов с другими
людьми; приводят примеры проявления вербальных средств
коммуникации при общении;

1

11 Речь как способ
обмена информацией

Выполняют учебную задачу занятия; Развивают представления
о диалоге как форме речевого общения; осваивают основные
речевые формы общения; развивают умение точно
употреблять
слова, развивают умение
правильного
построе
ния фразы, ее доходчивости, выразительности и
доступности для
понимания собеседника;
правильно произносят звуки и слова; отвечают на итоговые
вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

12 Речь как
способ возде
йствия на собеседника

Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления
о диалоге как форме речевого общения;
осваивают основные речевые формы общения; развивают
умение грамотно использовать

1

9

Средства невербальной
коммуникации: фонационн
ые средства общения

речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса,
тембр и т.д.); развивают умение грамотно использовать во
время общения, бесед собственные движения, собственное
поведение и мимику; развивают умение правильного
построения фразы, ее доходчивости выразительности и
доступности для понимания
собеседника; отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

13 Овладение приемами
Выполняют учебную задачу занятия; знают основные средства
вербальной и
общения и уметь их применять;
невербальной коммуникации приобретают опыт восприятия и понимания партнера по
общению;
приобретают опыт моделирования ситуаций
общения; развивают умения оценивать
результативность общения, освоение основных форм
общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои
достижения на занятии.

1

14 Овладение приемами
Выполняют учебную задачу занятия; знают выразительные
невербальной коммуникации движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах,
: пантомимика
позах); самостоятельно приводят примеры проявления
невербальных средств
коммуникации при общении (моделирование ситуаций
общения); выполняют жестовые и пантомимические движения
(моделирование ситуаций общения);
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

15 Овладение приемами
невербальной коммуникации:
мимика, взгляд и
выражение лица.

Выполняют учебную задачу занятия; развивают практические
навыки использования мимики и пантомимики как средств
невербальной коммуникации; приобретают практический опыт
применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения
(моделирование ситуаций общения); воспроизводят базовые
мимические движения (моделирование ситуаций общения);
отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

16 Трудности
коммуникации
и
способы ее устранения.
Развитие
вним
ания, памяти,
восприят
ия, мышления

Выполняют учебную задачу занятия;
развивают внимание, память, восприятие, мышление для
совершенствования навыков коммуникации в процессе
выполнения упражнений; моделируют ситуации устранения
трудностей коммуникации; отвечают на итоговые вопросы и
оценивают свои достижения на занятии.

1

17 Развитие
речевой
коммуникации

Выполняют учебную задачу занятия; развивают речевую
культуру; осваивают основные речевые формы общения
(моделирование ситуаций общения); умеют использовать темп
речи, тональность голоса, тембр в различных ситуациях
общения; развивают практический

1

опыт использования речевых форм общения; отвечают на
итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

№
п/п

4класс
Тема занятия Основное содержание

Колво
часов

1

Формирование коммуникативной грамотности.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации.

1

2

Формирование представлений о мимических, антомимических, интонационных средствах
невербального общения. Ознакомление с фонацией (темп, тембр, громкость речи,
заполнение пауз)

1

3

Ознакомление с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации.
Взгляд как средство коммуникации.

1

4

Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие
эмоционального компонента невербальных средств.

1

5

Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая
культура.

1

6

Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.

1

7

Способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано
или сделано для тебя. Умение продуцировать и интерпретировать невербальные и
вербальные средства общения.

1

8

Социальное взаимодействие. Умение привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению,
к другому человеку.

1

9

Умение предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и другое.
Совершенствование пространственных, предметно- пространственных, социально-бытовых
представлений и умений,
актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.

1

10

Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и
регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях.

1

11

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. Развитие
зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации

1

12

Формирование
самоконтроль.

13

Формирование речевых моделей. Способность к координации очерёдности высказываний.

1

14

Эмоции
в
процессе
общения.
Представлений
о
нормах
поведения
в
определенных ситуациях.
Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника Умение решать
конфликтную ситуацию

1

16

Способы решения конфликтных ситуаций. Умение учитывать мнение и интересы собеседника

1

17

Итоговое занятие

1

15

умений

моделировать

ситуацию

общения.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ
КУРСУ

Эмпатия, 1

1

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
Важным условием организации образовательного пространства является
соблюдение требований к дидактическим средствам обучения, тифлосредствам
и прочим материалам в соответствии с ФГОС для обучающих с 4.2.
•
Образовательное пространство: большой просторный кабинет;
хорошая освещенность; личная парта для каждого ученика; общий стол для
групповых занятий. Отсутствие острых углов в помещении. Отсутствие
опасных порогов в помещении. Наличие шкафов для хранения оборудования
и тифлосредств. Наличие отдельного стола для учителя. Проходы между
рядами парт свободные.
•
Оборудование: компьютерное обеспечение, карточки, столовая в
школе, учебный класс.

4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Метапредметные результаты:
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
− формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведени
е и поведение окружающих;
− овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при
решении учебных задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий;
− уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно
подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и
последующего личностного общения;
вступать в контакт со взрослыми людьми, сверстниками, незнакомым человеком.
анализировать поступки и поведение взрослых в различных коммуникативных ситуациях;
установить взаимосвязь между поступками и чертами характера человека;
уметь контролировать своё поведение;
правильно употреблять слова приветствий и благодарности;
анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром
противоположного пола;
умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений;
умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук;
умение уместно употреблять различные словесные формы приветствия и прощания

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

уметь описывать назначение различных частей тела, внешность при создании образа «Я».
понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать;
распознавать свои черты характера, которые делают их индивидуальными
и
Предметные результаты:
неповторимыми;
описать свои чувства и желания;
видеть себя со стороны: свой внешний облик, манеры
поведения;
усвоить понятия об положительных и отрицательных чертах
характера;
осознать себя как личность, индивидуальность;
изучить основные приёмы релаксации;
владеть выразительными средствами родного языка;
знать правила хорошего тона, вести вербальную коммуникативную
деятельность;
научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;
умение применять в речи соответствующие слова и обороты
знать правила поведения в коллективе;
умение соблюдать правила поведения во время разговора.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Денискина В.З. Коррекционные занятия по социальнобытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения. – Москва:
«ИПТК «Логос» ВОС», 2023.
2.
Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 вида: Учебное
пособие. – Санкт-Петербург, 2022.
3.
Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка:
Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения:
3 и 4 вида.- М.: «Город», 2022.
4.
Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой
ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и
4 вида.- М.: «Владос», 2022.
5.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь
«Особому» ребенку.- Санкт-Петербург: «Институт специальной педагогики и
психологии»,2022.
6.
Мирский С.П. Формирование знаний учащихся
вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – Москва:
«Просвещение», 2022.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».