РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы проектной деятельности»
для обучающихся 8 классов
для обучающихся с ТНР
Екатеринбург 2025
Пояснительная записка
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования учитывает специфику образовательных, воспитательных потребностей обучающихся с ТНР.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной,
технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных
практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение
знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению
индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и право-
порядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятель-
ному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны знать:
основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектная деятельность» учащиеся должны уметь:
формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план проектной работы;
выделять объект и предмет проектной работы;
определять цель и задачи проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список
по проблеме;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной работы;
рецензировать чужую проектную работу;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон,
индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования,
предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в
конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение;
поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Содержание программы
1. Основные понятия проектной деятельности(2 часа)
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Особенности и структура проекта.
2. Виды проектов (6 часов)
Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект. Практикоориентированный проект .Исследовательский проект. Планирование проекта. Проекты в
современном мире.
3. Этапы создания проекта.(2 часа)
Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся
сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
основные понятия проектирования;
этапы создания проектов.
Обучающиеся должны уметь:
работать в команде.
4. Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки
информации. Гипотеза и доказательства.
Обучающиеся должны знать:
отличие цели от задач;
понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
правильно формулировать цели и задачи;
распределять этапы проектов;
искать и структурировать информацию.
5. Работа над проектом. (12 часов)
Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом. Особенности краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Планирование. Принятие решения. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.
Подготовка к защите проекта.Самооценка.
Обучающиеся должны знать:
правила публичного выступления;
правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
структурировать полученные данные;
строить грамотную речь защиты.
проводить оформлять презентацию;
самооценку.
6. Подведение итогов (5 часа)
Тематическое планирование по предмету проектная деятельность, 9 класс
№
Раздел 1.
1.
2.
Раздел 2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Основные понятия проектной деятельности
Основные понятия
Особенности и структура проекта.
Виды проектов
Виды проектов. Информационный проект.
Творческий проект.
Ролевой проект.
Практико-ориентированный проект
Кол-во часов
2
1
1
6
1
1
1
1
Исследовательский проект.
Планирование проекта.
Этапы создания проекта.
Этапы создания проекта.
Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся
10.
сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта
11.
Основные правила делового общения и ведения дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка проблемы. От
12.
проблемы к цели.
13.
Лист планирования и продвижения по заданию.
14.
Работа со справочной литературой.
15.
Способы первичной обработки информации
16.
Поиск информации в интернете
17.
Гипотеза и доказательства
Раздел 5. Работа над проектом.
18.
Основы риторики. Публичное выступление.
19.
Работа над проектом (У каждого ученика своя тема проекта)
20.
Особенности краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы,
21.
исходного положения
22.
Планирование.
23.
Принятие решения.
24.
Выполнение проекта
25.
Требования к оформлению индивидуального проекта
26.
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
27.
Подготовка к защите проекта.
28.
Защита проекта. Презентация проекта
29.
Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов
Тестирование по вопросам проектной деятельности
30.
7.
8.
Раздел 3.
9.
31.
32.
33.
34.
Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Итоговое занятие
1
1
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1