Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Занимательная геометрия»
для обучающихся 7 - 9 классов
(для обучающихся с ТНР )
Екатеринбург ,2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочный курс «Занимательная геометрия» является подготовительной работой перед изучением
систематического курса геометрии. В основе курса «Занимательная геометрия» лежит максимально конкретная,
практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих
рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулировали бы учащихся к проведению несложных
обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Эта программа основана на активной деятельности детей,
направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.
Таким образом, главная цель курса «Занимательная геометрия» - подготовка учащихся к овладению систематическим
курсом геометрии в 7 – 9 классах
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его
интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично
развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной,
творческой и практической деятельности.
Программа курса построена с учетом специфики образовательных, воспитательных потребностей обучающихся с ТНР,
таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их
самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения,
развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы
их решения были доступны большинству учащихся. Программа курса составлена на основе авторской программы
Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот по наглядной геометрии для 5-6-х классов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цели:
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся,
направленную на:
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений,
приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач,
геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной
геометрической речи;
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для
формирования геометрических понятий, идей, методов;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность,
добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи:
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для
нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и
понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение
полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение,
конструирование, эксперимент.
Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике
систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных
задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении
задач.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с
интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные
структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в
непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без
конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и ис-пользования современной
техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими
приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм,
графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления,
проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и
методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений,
вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое
мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании
умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной
деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь,
умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым
компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания
действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и
гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение
математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических
рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко- научных знаний
школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с
основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий,
именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа курса рассчитана на два года (5 и 6 класс) в
объеме 68 часов (из расчета 1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА "НАГЛЯДНАЯ ГЕМЕТРИЯ"
5
класс
Начальные понятия (геометрическая фигура; точка, линия, поверхность, тело; плоские и
пространственные фигуры).
2.
Отрезки (понятие отрезка, сравнение отрезков; конструирование из отрезков плоских и пространственных
фигур: луч, прямая, ломаная, многоугольник; круг, цилиндр, конус; изображение фигур с разных точек зрения).
3.
Углы (понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских углов, их виды, перпендикулярность;
конструкции из углов).
4.
Измерения (длина отрезка; площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника; объем тела, объем
прямоугольного параллелепипеда; градусная мера угла, транспортир).
1.
6
класс
Повторение. Знакомые и новые понятия (в том числе отношение и пропорциональность отрезков,
подобные фигуры, золотое сечение).
6.
Взаимное расположение фигур (расстояния; параллельность на плоскости и в пространстве, применение
параллельности для конструирования плоских и пространственных фигур; координаты).
7.
Преобразования фигур (движения плоскости и пространства: параллельныйперенос, поворот, симметрия
центральная, осевая и зеркальная).
8.
Конструкции из равных фигур (применение различных видов движенийплоскости, построение
бордюров и паркетов, элементы симметрии фигур).
5.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса «Наглядная геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к
достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в
других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических
основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием
важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности,
этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни
(здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы курса характеризуются овладением универсальными
познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными
действиями. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов
обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций,
умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений
между понятиями;
—
формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные,
частные и общие;
— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
—
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
— обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое
и данное, формировать гипотезу,
— аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное
развитие процесса, а также выдвигать предположенияо его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решениязадачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно.
2)
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков
обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
— ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по
ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
— в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностейаудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных
математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды
работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
— обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками
взаимодействия.
3)
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных
навыков личности.
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с
учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решенияматематической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность
на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины
достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённомуопыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
1)
измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков;
2)
строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля;
3)
выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на
координатном луче;
4)
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные
геометрические фигуры;
5)
изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с исполь-зованием чертёжных
инструментов;
6)
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
7)
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
8)
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры инаоборот;
9)
измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с
помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения углов через другие;
10)
вычислять площади квадратов и прямоугольников, объемы куба и прямоугольного параллелепипеда,
используя соответствующие формулы;
11)
выражать одни единицы измерения площади, объёма.
Обучающийся получит возможность:
1)
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, прямоугольных параллелепипедов;
2)
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3)
4)
5)
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
решать занимательные задачи;
изучить исторические сведения по теме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
практические
работы
Виды деятельности
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Развитие интереса к
предмету,желание
изучать предмет
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Введение
Новый предмет —
геометрия. Знакомство
с учебником. Что такое
геометрическая фигура
1
Итого по разделу:
1
0
Глава 1. Начальные понятия
1.1
Точка. Линия. Виды линий 1
Изображать геометрические
фигуры
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
1.2
Поверхность. Тело
1
Изображать геометрические
фигуры
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Плоские и
пространственные фигуры
1
Изображать геометрические
фигуры плоские и
пространственные, от рукии с
использованием чертежных
инструментов. Различать
фигуры плоские и объемные.
Устный опрос,
письменный контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Итого по разделу:
3
0
Глава 2. Отрезки. Конструкции из отрезков
2.1
Отрезок. Сравнение
отрезков
1
Измерять
с
помощью Устный
инструментов и сравнивать длины опрос
отрезков.
Строить
отрезки
заданной длины с помощью
линейки. Выражать одни единицы
измерения длин через другие
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
1
Развитие навыков
работы с чертежными
инструментами
Устный
опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.3 Прямая
1
Развитие навыков
работы с чертежными
инструментами
Устный
опрос, письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.4 Ломаная. Длина ломаной
1
Развитие навыков
работы с чертежными
инструментами
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.5 Треугольник. Элементы
треугольника
1
Развитие навыков
работы с чертежными
инструментами
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.6 Виды треугольников
1
Распознавать на чертежах и
Устный опрос
изображатьпрямоугольный,
остроугольный, тупоугольный,
равнобедренный, равносторонний,
разносторонний треугольники.
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.7 Неравенство треугольника
1
Развитие навыков
работы с чертежными
инструментами
Устный
опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Распознавать на чертежах и
называтьокружность и ее
элементы (центр, радиус,
диаметр). Изображать
окружность.
Развитие навыков
работы с чертежными
инструментами
Устный
опрос, письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.2
Луч. Числовой луч
2.8 Круг и окружность. Их
элементы. Способы
построения круга
1
2.9 Как мы видим и рисуем
круг
1
2.10 Решение задач
1
1
Развитие творческого мышления
Устный опрос, практическая Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
работа
Устный опрос, письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.11 Цилиндр, его элементы.
Виды цилиндров
1
Развитие
пространственного
воображения
2.12 Прямоугольный
параллелепипед
1
Развитие
пространственного
воображения
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.13 Как рисуют цилиндры
1
Развитие
пространственного
воображения
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.14 Конус, его элементы. Виды
конусов
1
Развитие
пространственного
воображения
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.15 Как рисуют конусы
1
Развитие
пространственного
воображения
Устный
опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2.16 Решение задач
1
Устный опрос,
письменный контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Итого по разделу:
16
Развитие творческого мышления
Устный
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
опрос, письменный контроль
1
Глава 3. Углы. Конструкции из углов
3.1 Двугранный угол. Его
элементы
3.2 Сравнение углов.
Построение угла, равного
данному. Построение
биссектрисы угла
1
2
3.3 Виды углов
1
3.4 Чертежный треугольник.
Перпендикуляр к прямой
2
1
1
Развитие навыков
видениядвугранных
углов
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Умение строить углы,
биссектрисуугла
Устный опрос,
письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Умение строить углы
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Развитие навыков работы с
чертежными инструментами.
Умениестроить перпендикуляр
к прямой
Устный опрос,
практическая работа
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
3.5 Новая классификация
треугольников
1
Итого по разделу:
7
Умение распознавать
треугольники
Устный
опрос, письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Измерение отрезков
Устный опрос
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Нахождение площадей разных
фигур
Устный опрос,
практическая работа
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
Вычислять объем прямоугольного Устный опрос,
параллелепипеда по формулам. практическая работа
Выражать одни единицы объема
через другие
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
2
Глава 4. Измерения
4.1 Измерение отрезков
плоской
4.2 Площадь
фигуры.
Площадь
прямоугольника. Площадь
треугольника.
Единицы
измеренияплощади
4.3 Объем тела. Объем
прямоугольного
параллелепипеда
1
2
1
2
1
4.4 Измерение углов.
Транспортир
2
1
Итого по разделу:
7
3
Общее количество часов по 34
программе
Измерение углов
Устный опрос,
письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ, Учи.ру
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего практически
е работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательныересурсы
Глава 1. Повторение. Знакомые и новые понятия
1.1. Повторение. Хорда,
перпендикулярность (в том
числе прямой и плоскости)
2
1
1.2. Алгоритмы
1
0
1.3. Отношение отрезков. Подобие
фигур. Масштаб
2
1
5
2
Итого по разделу:
различать понятия: окружность и круг, шар Устный опрос;
и сфера;
практическая
уметь составлять из основных круглых тел работа
новые
круглые
тела
в
различной
комбинации.
Строить перпендикулярные прямые
уметь составлять алгоритмы для
решения геометрических задач.
Письменный
контроль;
знать различные единицы измерениядлины, Устный опрос;
углов, площади, объёма;
Практическая
находить длину ломаной и вычислять
работа
периметры;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Глава 2. Взаимное расположение фигур
2.1 Расстояния (между точками,
отточки до фигуры: прямой и
плоскости)
2
1
2.2 Высоты геометрических фигур
1
0
2.3 Параллельность.
Параллельныепрямые:
определение и построение
2
1
иметь представление о расстоянии между Практическая
двумя геометрическими объектами;
работа
уметь находить расстояния между
геометрическими объектами;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
уметь строить высоты треугольников,
измерять их;
уметь находить площадь треугольника.
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Распознавать взаимное расположение
прямых (пересекающихся,
параллельных,скрещивающихся) в
пространстве.
Приводить примеры расположения
прямых на кубе. Строить
параллельныепрямые с помощью
инструментов
Практическая
работа
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
2.4 Скрещивающиеся прямые
1
0
Распознавать взаимное расположение
прямых (пересекающихся,
параллельных,скрещивающихся) в
пространстве.
Приводить примеры
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Письменный
контроль
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Практическая
работа
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Практическая
работа
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
расположенияпрямых на кубе
2.5 Решение задач
1
0
2.6 Четырехугольники с
параллельными
сторонами
2
0
2.7 Решение задач
1
0
2.8 Получение фигур из
параллельных
отрезков
1
1
2.9 Где мы встречаемся
скоординатами
1
0
2.10 Прямоугольные координаты
наплоскости
2
1
14
4
Итого по разделу:
знать определение параллельных и
скрещивающихся прямых;
строить параллельные прямые;
иметь представление о взаимном
расположении прямых и
плоскостей
иметь представление о параллелограмме,
ромбе,
прямоугольнике,
трапеции,
квадрате, многогранниках;
уметь строить эти многоугольники на
клетчатой бумаге;
уметь
конструировать
плоские
и
пространственные
фигуры
из
параллельных отрезков.
уметь строить эти
многоугольники
на
клетчатой бумаге; уметь конструировать
плоские и пространственные фигуры из
параллельных отрезков.
уметь строить эти многоугольники на
клетчатой бумаге; уметь конструировать
плоские и пространственные фигуры из
параллельных отрезков.
иметь представление об игре в
шахматы,
«Морской бой»;
приводить примеры использования
координат в географии, астрономии,
жизни.
строить точки и находить координаты
точек в прямоугольной системе
координат; иметь представление о
полярной системекоординат.
Глава 3. Движения фигур
3.1
Понятие
преобразованияфигуры
1
0
3.2
Параллельный перенос
1
0
3.3
Поворот фигуры на плоскости
1
0
3.4 Осевая симметрия фигур
1
0
3.5 Решение задач
2
1
3.6 Центральная симметрия фигур
1
0
8
1
Итого по разделу:
Устный опрос;
иметь представление о
преобразованиях
геометрическихфигур
иметь представление о параллельном Устный опрос;
переносе фигуры; уметь строить образы
простейших геометрических фигур при
параллельном переносе
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
иметь представление о повороте фигуры Устный опрос;
вокруг точки;
Письменный
уметь строить образы простейших контроль
геометрических фигур при повороте
фигуры точки на угол α.
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
строить фигуры, симметричные
данной фигуре относительно прямой
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Практическая
работа
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
строить простейшие геометрические Устный опрос;
фигуры,
симметричные
данной
относительно точки;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Глава 4. Конструкции из равных фигур
4.1 Пересечение и
объединениефигур
1
1
4.2 Склеивание фигур
1
0
4.3 Применение
параллельногопереноса
1
0
Изображать равные фигуры;
симметричные фигуры.
Конструироватьбордюры, орнаменты
и паркеты,
изображая их от руки, с помощью
чертёжных инструментов, а также с
помощью компьютера. Находить в
окружающем мире примеры
орнаментов,бордюров и паркетов.
Практическая
работа
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
4.4 Применение поворота
1
0
4.5 Применение осевой симметрии
1
0
4.6 Использование разных
видовдвижений
1
Понимать
важность геометрических знаний
в жизни и практической
деятельностичеловека
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
1
Практическая
работа
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
0
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
1
0
Устный опрос;
Медиатека Просвещения, РЭШ,
Учи.ру
Итого по разделу:
8
2
Общее количество часов
попрограмме
34
9
4.7 Фигуры,
обладающие
симметрией
Заключительный урок
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Учебник: Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений
/ Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
1.
Учебник: Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений
/ Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. – М.: Просвещение, 2012.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
2.
Ходот Т.Г. Математика. Наглядная геометрия: кн. для учителя: 5-6 классы. /Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. – М.:
Просвещение, 2013
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,
2006.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
Медиатека издательства Просвещения https://media.prosv.ru/content/
Цифровой образовательный ресурс для школ Учи.ру uchi.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/