Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
(для обучающихся с ЗПР вариант 7.1,7.2)
Екатеринбург 2025
Структура рабочей программы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета учитывает специфику образовательных, воспитательных
потребностей обучающихся с ЗПР.
- тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Школа безопасности»
В результате изучения программы младшие школьники получат представления:
о правилах и основах безопасности жизни;
о необходимости соблюдения безопасного поведения в повседневной жизни в случае
возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения:
Полученные знания позволят детям предвидеть и предотвращать возможную опасность в
реальной жизни.
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области ответственности за своё
поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, что в определённой
степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими
людьми.
Требования к результатам универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителей;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной
информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев для указанных логических операций.
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах, связях;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
-построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и
дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих сего собственной;
-умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить
в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс
Должны знать:
общие понятия и чрезвычайные ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая
катастрофа, стихийное бедствие;
основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия,
обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах
насекомых, кровотечениях;
наиболее безопасный путь в школу и домой; правила перехода дороги при высадке из
транспортного средства;
правила безопасного поведения в парке, скверах, в лесу, понятие об ориентировании на
местности;
опасные животные и насекомые, правила безопасного поведения и меры защиты.
2 класс
Должны знать:
чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по
льду водоемов;
правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование,
правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
ядовитые растения, грибы, ягоды;
правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
от чего зависит наше здоровье; как живет наш организм.
что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни: избыточный вес; травмы,
порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о
чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
3 класс
Должны знать:
чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по
льду водоёмов;
правила поведения на пляже, правила купания в оборудованных и необорудованных местах.
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование,
правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др..
какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения;
наводнения, причины наводнений.
как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу
«Внимание всем!».
Должны уметь:
правильно переходить дорогу, перекрёсток
правильно переходить по льду;
правильно вести себя на пляже;
ориентироваться в лесу, уметь вести себя на реке зимой;
уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь
защититься от них;
уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами.
оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или
обморожении;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!»
4 класс
Должны знать:
правила перехода дороги;
правила движения на велосипедах;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности
пассажиров;
основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
как ориентироваться на местности;
как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности
при разведении костра;
когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;
основные понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни»
факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
Должны уметь:
правильно переходить дорогу, перекрёсток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным
признакам;
определять расстояние по карте и по местности;
организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
завязать 1-2 вида узлов;
развести и погасить костёр;
вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах,
небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе
насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра,
колена).
Содержание учебного предмета «Школа безопасности»
1 класс
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой
характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для
активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых
ценностных нормативов и навыков.
В качестве организации занятий используются следующие формы:
сюжетно-ролевые игры;
чтение по ролям;
инструктажи
рассказ по картинкам;
минутки безопасности;
недели безопасности;
выполнение самостоятельных заданий;
игры по правилам — конкурсы, викторины, выставки;
мини-проекты;
совместная работа с родителями.
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы
— непременное условие для успешной реализации задач программы.
Методы:
Репродуктивный (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый (творческие задания)
Объяснительно-иллюстративный.
Учебная деятельность.
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний;
- опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучащихся;
- защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии,
оформляют плакаты по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и др., выполняют
практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и
привычки в области безопасности жизнедеятельности.
Воспитывающая деятельность.
Работа по курсу даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для
формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка
– индивидуальную или групповую. Коллективно или в группах работают над творческими
проектами, оформляют плакаты по правилам правильного поведения в повседневной жизни,
выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь,
взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность.
Работа по курсу «Школа безопасности» способствует развитию творческих способностей и
кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных
навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения
проблем.
Содержание программы «Школа безопасности»
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая
катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его
здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика
переутомления.
2.2. Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
4.1. Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как
вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на
балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила
безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила
безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если
незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.
Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
4.5. Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные
условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
2 класс
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации.
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни.
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и
кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания,
правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести
себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и
насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира.
Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
3 класс
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые
водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги,
тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и
высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при
возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.
Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении
угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных
бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их
последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой
информации о чрезвычайных ситуациях.
4 класс
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность
человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений.
Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных
заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую
работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения
связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в
глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук,
бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые
водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании
железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу,
солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и
средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
Тематическое планирование «Школа безопасности».
1 класс
Название темы
№
1 Безопасный путь в школу и домой.
Характеристика деятельности
Обобщить изученные знания. Определить безопасный
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Правила перехода дорог
Движение пешеходов. Дорожные
знаки.
Сигналы светофора и
регулировщика
Мы - пассажиры, обязанности
пассажира
Причины возникновения пожара.
Как вести себя, когда дома ты один.
Правила поведения на воде
Средства бытовой химии
Опасные ситуации, правила
безопасности при общении с
незнакомыми людьми.
Где можно и где нельзя играть.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения в природе.
Влияние температуры на здоровье
человека
Причины загрязнения воздуха
Первая медицинская помощь при
различных травмах (ожоги,
кровотечения, укусы насекомых)
Здоровый образ жизни
Режим дня первоклассника.
Профилактика переутомления.
Как ухаживать за своим телом
Умывание и купание
Чрезвычайные ситуации
17 Обобщающий урок
2 класс
№ Название темы
п/п
Что такое безопасность?
1
2
3
4
путь в школу.
Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный
переход», «Пешеходная дорожка», «Движение
пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход».
Овладеть навыками осторожного обращения с огнём;
научиться разговаривать по телефону.
Выработать правила поведения на воде.
Сформировать правила безопасного поведения и меры
защиты.
Познакомить с правилами при общении с незнакомыми
людьми. Формировать умения осторожного общения с
незнакомыми людьми.
Вырабатывать правила игры и места, где можно играть
Вырабатывать умение правильно вести себя в природе
Познакомить с погодными условиями и их влиянием на
организм человека
Выработать правила оказания первой помощи.
Закрепить знания о здоровом образе жизни
Познакомить с режимом дня для первоклассников.
Формировать умения о соблюдении режима дня.
Закрепить знания об уходе за своим телом
Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить
предвидеть опасность, находить опасные предметы.
Учить правила безопасного поведения.
Применять правила поведения в чрезвычайных
ситуациях.
Владеть способами защиты населения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
Обобщить полученные за год знания
Характеристика деятельности
Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность».
Учить предвидеть опасность, находить опасные
предметы. Учить правила безопасного поведения.
Город, посёлок, микрорайон, где мы Обобщить знания о населённых пунктах. Ввести термин
живём
«улица». Учить предвидеть опасные ситуации на дороге.
Что такое чрезвычайная ситуация
Ознакомить с понятиями «чрезвычайная ситуация» (ЧС).
Видами ЧС.
Безопасность на улице.
Ознакомить с правилами безопасности на улице.
Как правильно переходить дорогу
Развивать умение предвидеть опасную ситуацию.
Наиболее безопасный путь в школу Ознакомить с элементами улицы и правилами перехода
5
6
7
8
9
10
и из школы
Виды перекрёстков. Сигналы
регулирования дорожного
движения.
Знакомство с дорожными знаками.
Зачем нужно знать правила
безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Движение группами
Особенности движения по мокрой и
скользкой дороге
Где можно и где нельзя играть
дороги. Определить безопасный путь в школу.
Обобщить знания о светофорах и их сигналах.
Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять
правила дорожного движения.
Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный
переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов
запрещено», «Дети», «Подземный переход» и др.
Повторить и закрепить знания, полученные на
предыдущих уроках. Объяснить учащимся термины:
одностороннее и двустороннее движение.
Ознакомить с особенностями движения группами. С
правилами движения по загородной дороге.
Изучить особенности движения автомобилей и
пешеходов по мокрой и скользкой дороге.
Понять. Что игры на проезжей части опасны, определить
наиболее безопасные места для игр.
Ознакомить с разными видами общественного
транспорта и знаками, обозначающими остановку
транспорта.
Ознакомить с правилами поведения в общественном
транспорте и правилами пользования общественным
транспортом.
Актуализировать знания детей о водоёмах. Ознакомить с
правилами поведения у воды в разное время года.
11
Знакомство с транспортом города.
Правила поведения в транспорте.
12
Правила и меры безопасного
поведения на водоёмах.
13
Основные спасательные средства.
14
Какие опасности нас окружают
Основные правила пожарной
безопасности
Детские шалости с огнём
Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине
Как действовать при возникновении детей. Повторить правила пожарной безопасности.
пожара дома, в школе, в транспорте. Изучить правила действия при пожаре.
Практическое занятие «Улицы
Познакомить с правилами поведения при возникновении
города».
пожара дома. В школе, в транспорте.
Обобщающий урок
Обобщить полученные за год знания.
15
16
17
3 класс
№ Название темы
п/п
1
Правила поведения учащихся.
Практическое занятие: «Мы идем в
школу»
2
Чем опасны водоемы. Как вести
себя на воде
Где вода – там беда
3
Чистый воздух, его значение для
здоровья человека, причины
загрязнения
Правила безопасного поведения в
лесу, в поле, у водоёма. Как
4
Ознакомить с основными спасательными средствами.
Повторить правила безопасного поведения у водоёмов.
Ознакомить с основными правилами пожарной
безопасности.
Характеристика деятельности
Обсуждать коллективно правила поведения учащихся в
школе, на дороге.
Выявлять опасные ситуации на дороге до школы.
Моделирование безопасного маршрута от школы до дома.
Выявить опасности на водоёмах. Формировать умения
пользоваться правилами поведения на воде.
Развивать коммуникативную активность;
наблюдать за окружающей средой;
Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из
опасной ситуации.
5
6
ориентироваться в лесу
(практическое занятие)
Ядовитые растения, ягоды, меры
безопасности. Грибы - съедобные и
несъедобные
Мы и животные. Опасные
насекомые и животные
7
Безопасность при любой погоде.
Основные ситуации в природе:
дождь, гроза, снегопад
8
Меры предосторожности при
движении по льду водоемов
Экологическая ситуация
«Покормите птиц зимой
От чего зависит наше здоровье? Как
живёт наш организм, из чего состоит
тело человека?
9
10
11
Личная гигиена. Уход за зубами, за
кожей, за ногтями
12
Гигиена зрения
13
Органы дыхания
14
Почему случаются травмы
15
16
Болезни и их возможные причины
Отравления причины и признаки.
Что такое безопасность и
чрезвычайная ситуация. Огонь в
доме. Как говорить по телефону
17
Обобщение. Правила поведения
учащихся в повседневной жизни
4 класс
№ Название темы
п/п
1
Понятие о здоровье. Основы
здорового образа жизни и
безопасность человека Режим дня.
Здоровое питание.
2
Профилактика переедания,
пищевых отравлений. Вредные
Запомнить ядовитые растения,грибы, ягоды; меры
безопасности; правила первой помощи;
Запомнить и выполнять правила поведения при встрече с
опасными насекомыми и животными и мерами защиты
от них.
Формировать правила разумного поведения при любой
погоде.
Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из
опасной ситуации
Позаботиться о зимующих птицах, проявить заботу,
сочувствие.
Соблюдать режим дня, правила поведения, употребление
витаминов, гигиену питания. Расширить представления о
строении организма человека, следить за работой
некоторых органов.
Овладеть знаниями о личной гигиене;
выработать привычку соблюдать правила личной гигиены;
знать правила ухода за телом.
Овладеть правилами посадки при работе за компьютером,
при просмотре телепередач.
Осознать вред курения, сформировать негативное
отношение к курению.
Приучиться к безопасному поведению в быту.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности.
Соблюдать правила личной гигиены.
Способствовать формированию культуры питания.
Применять правила поведения в чрезвычайных
ситуациях.
Владеть способами защиты населения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для
выполнения изученных правил охраны и укрепления
здоровья, безопасного поведения
Характеристика деятельности
Усвоить понятия о здоровом образе жизни.
Закрепить знания о полноценном питании как факторе
роста и развития школьника, его здоровья. Доказать и
показать влияние окружающей среды на здоровье
человека.
Объяснять роль витаминов в развитии организма
человека.
Расширить знания о вреде на организм переедания,
курения и алкоголя. Комментировать причины
привычки, их влияние на здоровье
3
4
5
6
7
8
9
Оказание первой медицинской
помощи при отравлениях
Инфекционные заболевания
Основные виды травм у детей :
переломы, вывихи и растяжения
связок
Первая медицинская помощь при
травмах опорно-двигательного
аппарата
Кровотечение (носовое, наружное).
Первая медицинская помощь.
Правила обработки ран.
Ушибы, сотрясение мозга,
попадание инородных тел в глаз,
ухо, нос. Первая медицинская
помощь
Первая медицинская помощь при
укусах насекомых, собак, кошек.
10
Основные правила поведения на
воде
Способы и средства спасания
утопающих
11
Опасные ситуации, шалости и
игрушки.
Профилактика возможных опасных
ситуаций в быту. Опасная высота.
12
Ориентирование на местности.
Понятие ориентира.
13
Костёр. Меры пожарной
безопасности при разведении
костра
Элементы дорог. Разметка.
Безопасность пешеходов при
движении по дорогам. Перекрёстки.
Правила перехода дорог.
14
отравлений различными веществами.
Знать методы оказания первой помощи при отравлениях.
Отработать навыки оказания первой помощи при
отравлениях
Активизировать словарь понятиями «инфекционная
болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка».
Познакомиться с видами травм. Выработать правила
оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах.
Расширить знания о первой медицинской помощи при
травмах опорно-двигательного аппарата
Расширить знания при оказании первой помощи при
кровотечении
Выработать правила оказания первой помощи при
ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в
глаз, ухо и нос.
Усвоить практически правила оказания первой помощи
при укусах насекомых. Знать правила оказания первой
помощи при укусах животных. Усвоить правила
безопасности при обращении с животными.
Характеризовать опасные и безопасные ситуации.
Вести диалог о мерах безопасности в осеннее и зимнее
время, о водной переправе и мерах безопасности при
пользовании водной переправой.
Познакомиться с правилами купания в реке и мерами
безопасности при купании, подручными средствами
спасения на воде. Формировать навыки правильного
поведения на воде.
Характеризовать действия человека в чрезвычайных
ситуациях Выработка навыков проведения игр,
соблюдение правила поведения.
Классифицировать виды бытовых травм. Рассмотреть
способы предохранения от бытовых травм.
Определять экстремальные ситуации для человека в
природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать
с компасом.
Формировать навыков безопасного поведения пешеходов
на дороге.
Познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Повторить правила перехода улицы
Анализировать ситуации на дорогах.
Соблюдать правила дорожного движения,
характеризовать дорожные знаки ПДД.
Познакомиться с историей транспорта, с видами
транспорта.
Анализировать ситуации на дорогах
15
16
17
Соблюдение правил движения
велосипедистами
Причины дорожно-транспортного
травматизма
Железнодорожный транспорт
Практическое занятие по правилам
дорожного движения
Вести дискуссия на тему, почему на улице опасно.
Усвоить правила катания на велосипедах, меры
безопасности.
Анализировать ситуации на дорогах
Познакомиться с видами железнодорожных переездов и
правилами перехода через них.
Анализировать ситуации на дорогах.
Повторить правила безопасности при поездке в
транспорте