ДООП "Шахматы"

Оглавление
1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
2. Цели и задачи программы ................................................................................ 5
3. Отличительные особенности программы ....................................................... 7
4. Методы организации образовательного процесса.......................................... 7
5. Ожидаемые результаты .................................................................................... 8
6. Содержание программы. .................................................................................. 9
7. Материально-техническое обеспечение. ...................................................... 11
8. Учебно-тематический план. ........................................................................... 11

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 г. №373 (п.19.5).
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Эта игра
проникла во многие культуры, испытала их влияние, и дошла до нашего
времени. Шахматы в начале XX века получили поддержку правительства,
общественных организаций и снискали себе любовь советского народа. Они
являются частью духовной культуры общества, обогащая ее интересными
достижениями и ценными качествами. В современном мире наша страна
борется за доминирующее положение на шахматном поприще. Множество
Российских гроссмейстеров достойно выступают на сильнейших
соревнованиях планеты. Огромное количество взрослых и юных спортсменов
ежегодно выезжают на различные международные шахматные фестивали.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень
освоения базовый.
Актуальность создания
программы вызвана
потребностями
современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный
заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных
требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению
условий социального, культурного, личностного и профессионального
самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена
на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена
многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение
педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает
условия по организации образовательного пространства, а также поиску,
сопровождению и развитию талантливых детей. Данная программа составлена
с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта
педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить базовый
уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также
способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей
шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы

шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные
разряды.
Педагогическая целесообразность. О социальной значимости шахмат,
их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам
как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и
пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё
более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают
становлению человека в любой среде деятельности, способствуя
гармоничному развитию личности. Опыт работы педагогов и тренеровпреподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает
уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания
обучающихся разного возраста. В предлагаемой программе реализуется связь
с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном
освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря
развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а
также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами развивают
умственные способности человека, фантазию, тренируют его память,
формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как
воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение,
трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.
В программе используются важнейшие принципы обучения:
1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми
программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы
и организацию обучения.
2. Принцип сознательности и активности. Изучение обучающимся любой
программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной
активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала,
осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов,
понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от
индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины
их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания,
умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность,
проявляясь в турнирной борьбе.
3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на
демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к
ним внимание обучающихся с целью осмысления ими связей между
событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем
полученные представления закрепляются наглядными, конкретными

примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация,
технический приём и т.п., после чего обучающиеся самостоятельно
выполняют аналогичные задания.
4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения
в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний,
представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех
теоретических сведений программы обеспечивает последовательность
накопления знаний, формирование умений и навыков.
5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал
должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню
подготовленности.
6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков
обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе
сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний.
Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий
обучающихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы,
проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных
шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной
шахматной позиции. Обучение шахматной игре является сложным и
трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести
до сознания обучающихся то, что достижение спортивного успеха возможно
только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а
также приобщить детей к творческому процессу, развивающему
мыслительную деятельность.
Прослеживаются межпредметные связи:
-с искусством для развития воображения, визуальных способностей,
эстетического восприятия мира;
-с математикой и логикой для развития счетных способностей и логического
мышления дошкольников;
-с моторикой и риторикой для разработки кисти рук детей и развития навыков
речи и письма для записи партии.
Содержание программы включает теоретические и практические занятия.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Задачи :
Образовательные :
1.Формирование универсальных учебных действий по предмету.
2.Овладение обучающимися знаниями теории и практики шахматной игры.
3.Формирование и развитие у обучающихся на основе теоретических и
практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи
коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.
4.Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества с
целью подготовки шахматистов – разрядников.
5.Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях.
6.Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего
совершенствования спортивного мастерства.
7.Использование новейших электронных и компьютерных технологий для
изучения и получения обучающимися шахматного опыта.
Развивающие :
1.Развитие у обучающихся инициативы, логики, памяти, внимания,
пространственного мышления, индивидуальности, самообладания,
самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных
этюдов и комбинаций.
2.Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3.Развитие личностного потенциала.
4.Развитие коммуникативных навыков и качеств личности.
5.Формирование навыков здорового образа жизни.
6.Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе.
Воспитательные :
1.Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике
полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях,
грамотно вести шахматную борьбу за доской.
2.Воспитание и развитие интереса обучающихся к шахматам, к
самостоятельной работе и творчеству.
3.Формирование высоконравственного, творческого и компетентного
гражданина России.
4.Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека.
5.Формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие
в различных шахматных турнирах, соревнованиях района, города и области.
5.Пропаганда шахматного спорта.
6.Формирование навыка дисциплины, чувства коллективизма,
ответственности.

3. Отличительные особенности программы
Новизна и отличительная особенность данной программы
заключается:
- В поэтапном освоении - обучающиеся получат возможность с разным
уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их
способностям.
- В авторской методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся
при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный
подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при
помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося,
таким образом данная методика повышает эффективность и результативность
образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода
наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на
занятии.
- В использовании во время процесса обучения электронных образовательных
ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ
(“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов
IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.).
Данные программы, обучающиеся осваивают с начального уровня,
постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность обучающимся
проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре
с компьютером.
- В авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания,
дающей возможность определить уровень эффективности и результативности
освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся.
Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к
каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых
детей.
- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть
включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в
“Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило,
посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника
отечества” и др.)
4. Методы организации образовательного процесса
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуально-групповая;
- индивидуальная;
- групповая.

Состав группы – постоянный.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов - 180 часов, в 1 группе – 90 часов, во второй группе –
90 часов.
Длительность занятий: 1 час – 45 мин. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет. В учебные группы
принимаются все желающие без специального отбора. Обучающиеся
подразделяются на две группы: первая- 7-10 лет, вторая 11-14 лет.
Форма обучения – очная.
Образовательная деятельность организована в традиционной форме в
форме групповых занятий.
5. Ожидаемые результаты
1. Результаты обучения (предметные результаты)
- будут иметь представление об элементарных понятиях шахматной игры;
- будут иметь знания о классификации дебютов;
- будут уметь:
-применять элементарные тактические приемы и приемы эндшпиля;
- овладеют приёмами тактики и приемы эндшпиля;
- освоят знания, необходимые для выполнения нормы спортивных разрядов;
-овладеют знаниями в области дебютов;
- овладеют приёмами сложной тактики и стратегии шахматной игры;
- овладеют знаниями в области эндшпиля;
- овладеют анализом позиции, через комбинации на различные темы;
-самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать
комбинации на различные темы;
видеть в позиции разные варианты;
- овладеют знаниями в области дебютов;
- овладеют приёмами сложной тактики и стратегии шахматной игры;
2. Результат воспитывающей
деятельности
- будет создана положительно эмоционально окрашенная атмосфера в группе;
- будет воспитан волевой характер;
- будет воспитана целеустремлённость, трудолюбие;
- сформировано правильное поведение во время игры;
- воспитано чувство ответственности, взаимопомощи, целеустремленность и
трудолюбие;
-будет воспитано уважения к партнёру, самодисциплина, чувство
ответственности и взаимопомощи, умение владеть собой и добиваться цели;
3. Результат развивающей деятельности (личностные результаты):

- будут развиты: память, внимательность, мышление (наглядно-образное);
волевые качества личности;
- будет сформирован самоконтроль;
- будут развиты:
память, внимание, мышление;
- будет сформирована усидчивость, самоконтроль и адекватная самооценка;
- фантазия, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность,
усидчивость;
волевые качества личности.
-будет развит интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
-будет развита способность анализировать и делать выводы; творческая
активность.
-будет развита способность анализировать и делать выводы; творческая
активность.
6. Содержание программы.
Первая группа:
1.
Шахматы – мои друзья. Теоритические сведения. Введение. История
возникновения шахмат. Шахматный этикет.
2. Шахматная доска. Теоритические сведения. Горизонталь. Вертикаль.
Диагональ. Шахматная нотация. Практические работы. Решение
шахматных задач.
3. Шахматные фигуры и начальная позиция. Теоритические сведения.
Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Король. Практические работы. Решение
шахматных задач.
4. Ценность фигур. Теоритические сведения. Ценность фигур.
Практические работы. Решение шахматных задач.
5. Ходы и взятие фигур. Нападение. Правила хода и взятия каждой из
фигур. Взятие. Взятие на проходе. Игра “на уничтожение. Белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество.
Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и
королевские пешки. Шах и защита от шаха. Мат. Пат-ничья.
Практические работы. Решение шахматных задач.

Вторая группа:

1. Вводное занятие. Теоритические сведения. Введение. Техника
безопасности, пожарная безопасность и правила поведения обучающихся.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Теоритические сведения. История
возникновения шахмат. Шахматный этикет.
Различные
системы
проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории
перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля,
коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность
фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие
на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль
полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном
материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа:
упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов;
дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей,
на ограничение подвижности фигур.
3. Правила игры. Теоритические сведения. Правила турнирного поведения.
Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый
и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход.
Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья,
виды ничьей. Практическая работа: решение упражнений на постановку
мата и пата в различное количество ходов
4. Первоначальные понятия. Теоритические сведения. Запись партий. Мат,
ничья. Относительная ценность фигур. Практическая работа: упражнения на
запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором
фигур, простейшие этюды.
5. Тактика игры. Теоритические сведения. Понятие о тактике и комбинации.
Основные тактические приемы. Ценность фигур. Единица измерения
ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на
доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и
тяжелые фигуры, их качество. Практическая работа: разбор специально
подобранных позиций, решение тематических этюдов. Решение
арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач («типа
«Какая фигура ценнее?»)
6. Стратегия игры. Теоритические сведения. Определение стратегии.
Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические
занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций.
7. Эндшпиль.
Теоритические сведения. Простейшие окончания.
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле.
Правило квадрата. Мат
различными фигурами. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль

аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на
пат.Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора,
принцип Тарраша, построение моста, активность фигур. Практическая
работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля.
8. Дебют. Теоритические сведения. Определение дебюта. Задачи дебюта и
принципы его разыгрывания. Классификация дебютов.
Мобилизация
фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр.
Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в
дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в
шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная
квалификация в шахматах. Практическая работа: анализ учебных партий;
игровая практика; анализ дебютной части партии. Разбор специально
подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто
повторяющихся ошибок. Практические занятия и решения шахматных задач.
9. Итоговое занятие. Практическая работа. Итоговый тест.
7. Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
•
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1
штука;
•
шахматные столы;
•
шахматные часы - 2 штуки;
•
словарь шахматных терминов;
•
комплекты шахматных фигур с досками - 10-12 штук;
•
наглядные пособия;
•
компьютер, МФУ;
•
видеопроектор.
8. Учебно-тематический план.
Первая группа.
№ Тема

Кол-во Формы контроля
часов

Вводное занятие

Текущий контроль. Практическая
работа.

Шахматы – мои друзья.

Текущий контроль. Практическая
работа.

Шахматная доска.

Текущий контроль. Практическая
работа.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

Текущий контроль. Практическая
работа.

Ценность фигур

Текущий контроль. Практическая
работа.

Ходы и взятие фигур.

Текущий контроль. Практическая
работа.

Основные принципы игры в шахматы.

Текущий контроль. Практическая
работа.

Нарушение основных принципов игры в
начале партии.

Текущий контроль. Практическая
работа.

Практические занятия и решения
шахматных задач
Итоговое занятие.

Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.

Всего

102

Вторая группа
№

Тема

1.

Вводное занятие.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

3.

Правила игры.

4.

Первоначальные понятия.

5.

Тактика игры.

6.

Стратегия игры.

7.

Эндшпиль.

8.

Дебют.

Колво
часов

Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.
Текущий контроль. Практическая
работа.

Практические занятия и решения
шахматных задач.
10. Итоговое занятие.
9.

ИТОГО:

Формы контроля

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».