Пояснительная записка
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей
детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована
на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на
уровне практического применения.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости
свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение
интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического
воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях,
так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью
ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебноматериальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого
учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию
у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации
движений,
скоростно-силовых качеств,
формированию
различных
двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные
качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство
ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление
превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости
подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение
победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и
переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для
воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля
за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир
ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и
развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия.
Решить
отчасти,
проблему
призвана
программа
дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Цель программы: Создание условий для развития физических качеств,
личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления
организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к
снижению преступности среди подростков, а также
профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств,
формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья,
расширение кругозора, формирование межличностных отношений в
процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности
мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 7 до 17 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 2 года.
Обучение по программе рассчитано на 34 рабочие недели.
Режим занятий
1 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом в 15
минут.
2 год – 72 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом 15
минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными
детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:
групповая;
игровая;
индивидуально-игровая;
в парах;
индивидуальная;
практическая;
комбинированная;
соревновательная.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
правила проведения соревнований;
уметь:
проводить специальную разминку для теннисиста
овладеют основами техники настольного тенниса;
овладеют основами судейства в теннисе;
составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям
внешней среды стрессового характера;
коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств
учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в
коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать задачи, поставленные педагогом;
знать технологическую последовательность выполнения работы;
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
научиться проявлять творческие способности;
развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в коллективе;
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в настольный
теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе,
приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию
результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и
специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном
турнире по настольному теннису.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает
зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической
подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного,
муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для
родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения
и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:
начальная диагностика;
промежуточная диагностика;
итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
участие в соревнованиях;
участие в олимпиадах;
защита творческих работ и проектов.
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
набивные мячи
перекладины для подтягивания в висе – 2 штук
скакалки для прыжков на каждого обучающегося
секундомер
гимнастические скамейки – 3 штук
теннисные столы - 3 штуки
сетки для настольного тенниса – 2 штуки
гимнастические маты – 4 штук
гимнастическая стенка
волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч
Техническое оснащение
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
Схемы и плакаты освоения технических приемов в настольном теннисе.
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
«Правила игры в настольный теннис».
Видеозаписи выступлений учащихся.
«Правила судейства в настольном теннисе».
Регламент проведения турниров по настольному теннису различных
уровней.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой
медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии
со своей образовательной программой. В ходе реализации программы
возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых
способностей детей.
Первый год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к
снижению преступности среди подростков, а также
профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:
правила одиночных игр;
иметь представление об олимпийской системе соревнований;
технику выполнения основных ударов (плоский удар, кач, накат);
историю развития игры в России.
уметь:
выполнять основные технические приемы игры;
судить одиночные и парные игры;
выполнять сложные движения (перемещения у стола, удары) с
определенной силой и скоростью.
Приобрести навыки:
основ техники некоторых упражнений;
выполнения возрастных нормативов;
приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.
Второй год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к
снижению преступности среди подростков, а также
профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
тенденции развития настольного тенниса в наши дни;
технику выполнения основных нападающих и оборонительных
технических приѐмов;
круговую и олимпийскую системы соревнований;
технику выполнения несложных комбинаций ударов;
историю развития игры за рубежом.
уметь:
выполнять без ошибок основные технические приемы;
выполнять технические приемы и их сочетания;
судить одиночные и парные игры на уровне судьи 2-й категории.
Приобрести навыки:
владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных
нормативов;
достижения уровня физической подготовленности соответственно
возрастным нормативам;
самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;
контроля тренировочной нагрузки.
Учебно- тематический план
Первый год обучения:
Раздел
№
п/п
Тема
Кол-во часов
теор.
практ.
всего
Введение в курс программы
1
Введение, техника безопасности, правила
дорожного движения
1
-
1
2
Физическая культура и спорт в России, области,
городе
1
-
1
- история развития настольного тенниса
1
-
1
Валеология
2
-
2
Лекции о вреде наркомании, токсикомании,
алкоголизма и курения
1
-
1
Безопасность поведения - залог сохранения здоровья
1
-
1
Основы техники и тактики игры
10,5
36,5
47
Хватка ракетки
0,5
1,5
2
Игровая стойка у стола
0,5
1,5
2
Перемещение у стола
0,5
1,5
2
1
2
3
- одной стороной ракетки
0,5
0,5
1
- 2-мя сторонами ракетки поочередно
0,5
0,5
1
- набивание мяча на постоянную и на разную
контрастную высоту
-
1
1
Плоский удар (откидка)
2
6
8
- слева
0,5
1,5
2
- справа
0,5
1,5
2
- перемещение влево-вправо при выполнении плоского
удара
0,5
1,5
2
- “Треугольник” плоским ударом
0,5
1,5
2
2
6
8
0,5
1, 5
2
3
4
Набивание мяча на ракетке
Подача
- плоским ударом без вращения
- с верхним вращением
0,5
1,5
2
- с нижним вращением
0,5
1,5
2
- прием подач плоским ударом, накатом, качем
0,5
1,5
2
Накат
1,5
7,5
9
- справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
- “Треугольник” накатом
0,5
2,5
3
1
5
6
- справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
1
5
6
-справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
Игры
0,5
1,5
2
- один против всех
0,5
1,5
2
Кач (срезка)
Атака с кача (срезки)
5
Методика обучения
1
-
1
6
Правила игры
2
2
4
- правила одиночных игр
1
2
3
- олимпийская система соревнований
1
-
1
7
Участие в соревнованиях
1
5
6
8
Индивидуальная работа
0,5
3,5
4
9
Разминка перед занятием
-
3
3
10
Контроль нормативов физического развития
-
3
3
19
53
72
Итого:
Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка,
знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на
занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного
тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и
спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История
развития настольного тенниса.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на
организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры
настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по
технико-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание мяча
на ракетке. Плоский удар, накат, кач (срезка) в простых комбинациях
(«треугольник», «восьмерка»), атака с кача (срезки), подача без вращения, с
верхним и нижним вращением, игра «один – против всех». Основная задача
практических занятий – освоение основных элементов игры.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в
обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, моральноволевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике
занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях районного и
областного уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного
тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым
тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических
упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического
развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу
на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через
скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в конце учебного года.
Учебно- тематический план
Второй год обучения:
Раздел
№
п/п
Тема
Кол-во часов
теор.
практ.
всего
Введение в курс программы
1
Введение, техника безопасности
1
-
1
2
Физическая культура и спорт в России, области,
городе
2
-
2
- тенденции развития тенниса в мире
1
-
1
- развитие настольного тенниса в России
1
-
1
Валеология
4
-
4
Опасность вредных привычек
2
-
2
- наркомания, токсикомания и курение
1
-
1
- алкоголизм
1
-
1
Безопасность поведения - залог сохранения здоровья
2
-
2
- поведение дома и в школе
1
-
1
- безопасное поведение на улице и в общественных
местах
1
-
1
Основы техники и тактики игры
16
26
42
Подача
2
2
4
- с верхним вращением
0,5
0,5
1
- с нижним вращением
0,5
0,5
1
- с боковым вращением
0,5
0,5
1
- индивидуальная
0,5
0,5
1
Прием подачи
1,5
1,5
3
- накатом
0,5
0,5
1
- подрезкой
0,5
0,5
1
- подставкой
0,5
0,5
1
Накат
1,5
6,5
8
- справа по диагонали
0,5
0,5
1
3
4
- слева по диагонали
0,5
0,5
1
- справа и слева по прямой
0,5
0,5
1
- “Треугольник” в правый угол
-
1
1
- «Треугольник» в левый гол
-
1
1
- «Восьмѐрка» с углов
-
1
1
- «Восьмѐрка» по прямой
-
1
1
- совершенствование техники и тактики игры накатом
-
1
1
Контрудар
1
1
2
- справа
0,5
0,5
1
- слева
0,5
0,5
1
Кач (срезка)
1,5
6,5
8
- справа по диагонали
0,5
0,5
1
- слева по диагонали
0,5
0,5
1
- справа и слева по прямой
-
1
1
- «Треугольник» в правый угол
-
1
1
- «Треугольник» в левый угол
-
1
1
- «Восьмерка» по диагонали
-
1
1
- «Восьмерка» по прямой
-
1
1
0,5
0,5
1
2
2
4
-справа по диагонали
0,5
0,5
1
- слева по диагонали
0,5
0,5
1
- справа по прямой
0,5
0,5
1
- слева по прямой
0,5
0,5
1
1
1
2
- справа
0,5
0,5
1
- слева
0,5
0,5
1
Удар по «свече»
0,5
0,5
1
- совершенствование техники и тактики игры качем
Атакующий удар с кача (срезки)
Подрезка
- накатом
0,5
0,5
1
Игры
1,5
1,5
3
- «крутиловка»
0,5
0,5
1
- «один против всех»
0,5
0,5
1
- «попади в цель»
0,5
0,5
1
Топ-спин справа
1
1
2
- по диагонали
0,5
0,5
1
- по прямой
0,5
0,5
1
1
1
2
- подставкой
0,5
0,5
1
- накатом
0,5
0,5
1
Комбинированные серии ударов
0,5
1,5
2
Психологическая подготовка
2
-
2
- настрой на подачу
1
-
1
- настрой на розыгрыш очка
1
-
1
6
Методика обучения
1
-
1
7
Правила игры
2,5
1,5
4
- парные игры, правила игры
0,5
0,5
1
- расписание игр
0,5
0,5
1
- круговая система соревнований
0,5
0,5
1
- судейская практика
1
-
1
Участие в соревнованиях
-
4
4
- товарищеские встречи
-
4
4
Прием топ-спина
5
8
9
Индивидуальная работа
0,5
2,5
3
10
Разминка перед занятием
-
3
3
11
Контроль нормативов физического развития
-
3
3
33
39
72
Итого:
Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка,
знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на
занятиях, правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного
тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и
спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины.
Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов
города и области в региональных, областных, городских соревнованиях.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на
организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры,
освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 4.
Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников
проводится согласно приложению 3.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и
длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и
по прямой сериями (до 40 ударов). Техника игры качем (срезкой) по
диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Атакующий удар с кача
(срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение
технического приѐма «топ-спин» справа и его отражения, подрезки справа
и слева, удара по свече накатом, контрудара, как средство перехвата
инициативы в игре. Подраздел игры используется не только как способ
обучения и усовершенствования техники, тактики, координации
движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и
полезный отдых для большой компании. Подраздел комбинированные
серии ударов моделирует игровые ситуации, наиболее часто встречаемые
в игре на счѐт. Необходим для выстраивания индивидуального стиля игры
спортсмена, его умения создавать выигрышные ситуации в игре и
выходить из них победителем. Подраздел способствует развитию скорости
и вариативности мышления, а также творческих способностей
воспитанников.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в
обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической,
морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение
ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над
исправлением ошибок.
Правила игры. Закрепление правил соревнований в одиночных
играх по круговой системе соревнований. Знакомство с олимпийской
системой соревнований. Составление графиков соревнований, Судейская
практика. Правила парных игр. Парные игры.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях
внутриклубного, межклубного и городского уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов
настольного тенниса, анализ игровой ситуации.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым
тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических
упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка
физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по
отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и
высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза:
вначале и в конце учебного года согласно.