ДООП "Настольный теннис"

Пояснительная записка
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей
детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована
на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на
уровне практического применения.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости
свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение
интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического
воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях,
так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью
ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебноматериальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого
учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию
у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации
движений,
скоростно-силовых качеств,
формированию
различных
двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные
качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство
ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление
превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости
подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение
победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности,

действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и
переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для
воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля
за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир
ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и
развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия.
Решить
отчасти,
проблему
призвана
программа
дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Цель программы: Создание условий для развития физических качеств,
личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления
организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

Задачи:
Обучающие:




дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

Развивающие:




развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные:




способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к
снижению преступности среди подростков, а также
профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств,
формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья,
расширение кругозора, формирование межличностных отношений в
процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности
мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 7 до 17 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 2 года.
Обучение по программе рассчитано на 34 рабочие недели.

Режим занятий
1 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом в 15
минут.
2 год – 72 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом 15
минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными
детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:









групповая;
игровая;
индивидуально-игровая;
в парах;
индивидуальная;
практическая;
комбинированная;
соревновательная.

Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:






что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
правила проведения соревнований;

уметь:





проводить специальную разминку для теннисиста
овладеют основами техники настольного тенниса;
овладеют основами судейства в теннисе;
составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя;

Разовьют следующие качества:
 улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
 улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам;
 повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям
внешней среды стрессового характера;
 коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств
учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в
коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 понимать задачи, поставленные педагогом;
 знать технологическую последовательность выполнения работы;
 правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
 научиться проявлять творческие способности;
 развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:

 учиться работать в коллективе;
 проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в настольный
теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе,
приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию
результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и
специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в районном
турнире по настольному теннису.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает
зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической
подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного,
муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для
родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения
и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:
 начальная диагностика;
 промежуточная диагностика;
 итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
 участие в соревнованиях;
 участие в олимпиадах;
 защита творческих работ и проектов.
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
 теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
 набивные мячи
 перекладины для подтягивания в висе – 2 штук
 скакалки для прыжков на каждого обучающегося
 секундомер








гимнастические скамейки – 3 штук
теннисные столы - 3 штуки
сетки для настольного тенниса – 2 штуки
гимнастические маты – 4 штук
гимнастическая стенка
волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч

Техническое оснащение
 проектор;
 экран;
 видео – диски;
 магнитофон;
 компьютер.
Дидактическое обеспечение программы









Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
Схемы и плакаты освоения технических приемов в настольном теннисе.
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
«Правила игры в настольный теннис».
Видеозаписи выступлений учащихся.
«Правила судейства в настольном теннисе».
Регламент проведения турниров по настольному теннису различных
уровней.

Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
 светлое просторное помещение;
 в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
 в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой
медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии
со своей образовательной программой. В ходе реализации программы
возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых
способностей детей.

Первый год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:




дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

2. Развивающие:




развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;

3. Воспитательные:




способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к
снижению преступности среди подростков, а также
профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

Предполагаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:





правила одиночных игр;
иметь представление об олимпийской системе соревнований;
технику выполнения основных ударов (плоский удар, кач, накат);
историю развития игры в России.

уметь:
 выполнять основные технические приемы игры;
 судить одиночные и парные игры;
 выполнять сложные движения (перемещения у стола, удары) с
определенной силой и скоростью.

Приобрести навыки:
 основ техники некоторых упражнений;
 выполнения возрастных нормативов;
 приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.

Второй год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:




дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

2. Развивающие:




развить координацию движений и основные физические качества: силу,
ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;

3. Воспитательные:




способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к
снижению преступности среди подростков, а также
профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

Предполагаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
 тенденции развития настольного тенниса в наши дни;
 технику выполнения основных нападающих и оборонительных
технических приѐмов;
 круговую и олимпийскую системы соревнований;
 технику выполнения несложных комбинаций ударов;
 историю развития игры за рубежом.
уметь:
 выполнять без ошибок основные технические приемы;
 выполнять технические приемы и их сочетания;
 судить одиночные и парные игры на уровне судьи 2-й категории.

Приобрести навыки:
 владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных
нормативов;
 достижения уровня физической подготовленности соответственно
возрастным нормативам;
 самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;
 контроля тренировочной нагрузки.

Учебно- тематический план
Первый год обучения:
Раздел

№
п/п

Тема

Кол-во часов
теор.

практ.

всего

Введение в курс программы
1

Введение, техника безопасности, правила
дорожного движения

1

-

1

2

Физическая культура и спорт в России, области,
городе

1

-

1

- история развития настольного тенниса

1

-

1

Валеология

2

-

2

Лекции о вреде наркомании, токсикомании,
алкоголизма и курения

1

-

1

Безопасность поведения - залог сохранения здоровья

1

-

1

Основы техники и тактики игры

10,5

36,5

47

Хватка ракетки

0,5

1,5

2

Игровая стойка у стола

0,5

1,5

2

Перемещение у стола

0,5

1,5

2

1

2

3

- одной стороной ракетки

0,5

0,5

1

- 2-мя сторонами ракетки поочередно

0,5

0,5

1

- набивание мяча на постоянную и на разную
контрастную высоту

-

1

1

Плоский удар (откидка)

2

6

8

- слева

0,5

1,5

2

- справа

0,5

1,5

2

- перемещение влево-вправо при выполнении плоского
удара

0,5

1,5

2

- “Треугольник” плоским ударом

0,5

1,5

2

2

6

8

0,5

1, 5

2

3

4

Набивание мяча на ракетке

Подача
- плоским ударом без вращения

- с верхним вращением

0,5

1,5

2

- с нижним вращением

0,5

1,5

2

- прием подач плоским ударом, накатом, качем

0,5

1,5

2

Накат

1,5

7,5

9

- справа и слева по диагонали

0,5

2,5

3

- справа и слева по прямой

0,5

2,5

3

- “Треугольник” накатом

0,5

2,5

3

1

5

6

- справа и слева по диагонали

0,5

2,5

3

- справа и слева по прямой

0,5

2,5

3

1

5

6

-справа и слева по диагонали

0,5

2,5

3

- справа и слева по прямой

0,5

2,5

3

Игры

0,5

1,5

2

- один против всех

0,5

1,5

2

Кач (срезка)

Атака с кача (срезки)

5

Методика обучения

1

-

1

6

Правила игры

2

2

4

- правила одиночных игр

1

2

3

- олимпийская система соревнований

1

-

1

7

Участие в соревнованиях

1

5

6

8

Индивидуальная работа

0,5

3,5

4

9

Разминка перед занятием

-

3

3

10

Контроль нормативов физического развития

-

3

3

19

53

72

Итого:

Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка,
знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на
занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного
тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и
спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История
развития настольного тенниса.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на
организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры
настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по
технико-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание мяча
на ракетке. Плоский удар, накат, кач (срезка) в простых комбинациях
(«треугольник», «восьмерка»), атака с кача (срезки), подача без вращения, с
верхним и нижним вращением, игра «один – против всех». Основная задача
практических занятий – освоение основных элементов игры.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в
обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, моральноволевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике
занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях районного и
областного уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного
тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым
тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических
упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического
развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу
на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту, прыжкам через
скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в конце учебного года.

Учебно- тематический план
Второй год обучения:
Раздел

№
п/п

Тема

Кол-во часов
теор.

практ.

всего

Введение в курс программы
1

Введение, техника безопасности

1

-

1

2

Физическая культура и спорт в России, области,
городе

2

-

2

- тенденции развития тенниса в мире

1

-

1

- развитие настольного тенниса в России

1

-

1

Валеология

4

-

4

Опасность вредных привычек

2

-

2

- наркомания, токсикомания и курение

1

-

1

- алкоголизм

1

-

1

Безопасность поведения - залог сохранения здоровья

2

-

2

- поведение дома и в школе

1

-

1

- безопасное поведение на улице и в общественных
местах

1

-

1

Основы техники и тактики игры

16

26

42

Подача

2

2

4

- с верхним вращением

0,5

0,5

1

- с нижним вращением

0,5

0,5

1

- с боковым вращением

0,5

0,5

1

- индивидуальная

0,5

0,5

1

Прием подачи

1,5

1,5

3

- накатом

0,5

0,5

1

- подрезкой

0,5

0,5

1

- подставкой

0,5

0,5

1

Накат

1,5

6,5

8

- справа по диагонали

0,5

0,5

1

3

4

- слева по диагонали

0,5

0,5

1

- справа и слева по прямой

0,5

0,5

1

- “Треугольник” в правый угол

-

1

1

- «Треугольник» в левый гол

-

1

1

- «Восьмѐрка» с углов

-

1

1

- «Восьмѐрка» по прямой

-

1

1

- совершенствование техники и тактики игры накатом

-

1

1

Контрудар

1

1

2

- справа

0,5

0,5

1

- слева

0,5

0,5

1

Кач (срезка)

1,5

6,5

8

- справа по диагонали

0,5

0,5

1

- слева по диагонали

0,5

0,5

1

- справа и слева по прямой

-

1

1

- «Треугольник» в правый угол

-

1

1

- «Треугольник» в левый угол

-

1

1

- «Восьмерка» по диагонали

-

1

1

- «Восьмерка» по прямой

-

1

1

0,5

0,5

1

2

2

4

-справа по диагонали

0,5

0,5

1

- слева по диагонали

0,5

0,5

1

- справа по прямой

0,5

0,5

1

- слева по прямой

0,5

0,5

1

1

1

2

- справа

0,5

0,5

1

- слева

0,5

0,5

1

Удар по «свече»

0,5

0,5

1

- совершенствование техники и тактики игры качем
Атакующий удар с кача (срезки)

Подрезка

- накатом

0,5

0,5

1

Игры

1,5

1,5

3

- «крутиловка»

0,5

0,5

1

- «один против всех»

0,5

0,5

1

- «попади в цель»

0,5

0,5

1

Топ-спин справа

1

1

2

- по диагонали

0,5

0,5

1

- по прямой

0,5

0,5

1

1

1

2

- подставкой

0,5

0,5

1

- накатом

0,5

0,5

1

Комбинированные серии ударов

0,5

1,5

2

Психологическая подготовка

2

-

2

- настрой на подачу

1

-

1

- настрой на розыгрыш очка

1

-

1

6

Методика обучения

1

-

1

7

Правила игры

2,5

1,5

4

- парные игры, правила игры

0,5

0,5

1

- расписание игр

0,5

0,5

1

- круговая система соревнований

0,5

0,5

1

- судейская практика

1

-

1

Участие в соревнованиях

-

4

4

- товарищеские встречи

-

4

4

Прием топ-спина

5

8

9

Индивидуальная работа

0,5

2,5

3

10

Разминка перед занятием

-

3

3

11

Контроль нормативов физического развития

-

3

3

33

39

72

Итого:

Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка,
знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на
занятиях, правила дорожного движения.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного
тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и
спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины.
Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов
города и области в региональных, областных, городских соревнованиях.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на
организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование приемов игры,
освоенных ранее. Изучение технических приемов согласно приложению 4.
Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников
проводится согласно приложению 3.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и
длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и
по прямой сериями (до 40 ударов). Техника игры качем (срезкой) по
диагонали и по прямой сериями (до 40 ударов). Атакующий удар с кача
(срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение
технического приѐма «топ-спин» справа и его отражения, подрезки справа
и слева, удара по свече накатом, контрудара, как средство перехвата
инициативы в игре. Подраздел игры используется не только как способ
обучения и усовершенствования техники, тактики, координации
движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и
полезный отдых для большой компании. Подраздел комбинированные
серии ударов моделирует игровые ситуации, наиболее часто встречаемые
в игре на счѐт. Необходим для выстраивания индивидуального стиля игры
спортсмена, его умения создавать выигрышные ситуации в игре и
выходить из них победителем. Подраздел способствует развитию скорости
и вариативности мышления, а также творческих способностей
воспитанников.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в
обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической,
морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение

ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над
исправлением ошибок.
Правила игры. Закрепление правил соревнований в одиночных
играх по круговой системе соревнований. Знакомство с олимпийской
системой соревнований. Составление графиков соревнований, Судейская
практика. Правила парных игр. Парные игры.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях
внутриклубного, межклубного и городского уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов
настольного тенниса, анализ игровой ситуации.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым
тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических
упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка
физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по
отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и
высоту, прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза:
вначале и в конце учебного года согласно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».