3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся ТНР (вариант 5.2)

Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе начального общего образования

Учебный план
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.2)
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2024

Учебный план
Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96 (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
96, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом
Федеральной образовательной программой начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96 начинается 01.09.2024 и заканчивается
25.05.2025.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах –
34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1
классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:

 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю
-5 уроков.

 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;

 использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в

сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40
минут каждый).

 Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной
неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного
плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий,
обеспечивающих различные интересы обучающихся
В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 96 языком обучения является русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметов осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются
безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением
о
формах,
периодичности
и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации
обучающихся
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 96.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в
форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант
5.2) (далее – учебный план) является нормативным документом, определяющим
структуру и содержание образовательной деятельности, реализует обязательную и
доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской

Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом.
Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей
областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём
учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования
обучающихся с ТНР (вариант 5.2):
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих
ступеняхосновного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
вэкстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- коррекция/профилактика речеязыковых расстройств;
- формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных
организациях,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу начального общего образования, содержит перечень
учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для
обучающихся с ТНР (вариант 5.2) на I отделении обязательной частью учебного плана не
предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение
иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и
психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета.
Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для
продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных
умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе
формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для
изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений ,
включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно- развивающую
область.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных
курсов: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи». В структуру
коррекционно-развивающей
области
включаются
индивидуальные
и
подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи,
когнитивных,
коммуникативных
и
творческих
способностей
обучающихся.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20
минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в
неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 – 25
минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в

неделю.
Часы учебного плана образовательной организации в совокупности не должны
превышать величину недельной образовательной нагрузки. Количество учебных занятий
за 4 (5) учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов (при
наличииI дополнительного класса – более 3732 часов).
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР (вариант 5.2) часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР(вариант 5.2) и необходимую коррекцию недостатков в
речевом, психическом и/или физическом развитии;
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числеэтнокультурные.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), составляет до
1350 часов (при наличии I дополнительного класса – до 1680 часов).
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы,
отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются
обязательными.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы НОО определяет
образовательная организация. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся,и не должно допускать перегрузку обучающихся в течение учебного дня, но
учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена так,
чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по
коррекции/профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР,
обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей
направленностью.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР (вариант 5.2) в
процессе освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и
осуществляется специалистами по заключению ПМПК (учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.)
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2 (II отделение)
Предметные области Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Филология
Иностранный язык
(английский)
Математика
и Математика
информатика

Количество часов в неделюпо
классам
I
II
III
IV
5
4

5
4

5
4

5
4

-

2

2

2

4

4

4

4

Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской культур и светской
этики
этики
Изобразительная
деятельность
Искусство
Музыка
Технология
Труд
Физическая культура Физическая культура
Итого

2

2

2

2

-

-

-

1

1

1

1

1

1
1
2
20

1
1
2
22

1
1
2
22

1
1
2
23

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логика в решении практических задач
Итого
Итого недельная нагрузка
Количество учебных недель
Коррекционноразвивающая
область

Коррекционные курсы

Произношение
Развитие речи
Логопедическая ритмика
Индивидуальная и подгрупповая
логопедическаяработа
Итого (коррекционно-развивающая область)
Всего(направления внеурочной
деятельности)

1
1
1
1
1
1
1
1
21
23
23
23
33
34
34
34
693
782
782
782
Количество часов в неделюпо
классам
I
II
III
IV
1
2
2
2

1
2
2
2

1
4
2

1
4
2

7
10

7
10

7
10

7
10

План внеурочной деятельности
Учебные курсы
Разговор о важном
Школа безопасности
Разговор о правильном питании

1
класс
1
0,5
0,5

2
класс
1

3
класс
1

4
класс
1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

Практикум по решению задач

0

0

0

1

Движение «Орлята России»

1

1

1

1

Итого недельная нагрузка

3

3

3

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».