1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с УО

Учебный план
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения)

2024

Учебный план
Учебный план МАОУ СОШ №96 (далее ― Учебный план), реализующих АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть
представлены в 4-х вариантах:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с
учетом:
особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных

потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
необходимую
коррекцию
недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии
с выбором родителей (законных представителей) введен учебный предмет «Иностранный
язык (английский)», в результате изучения которого у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1) будут сформированы первоначальные
представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека
и поликультурного мира. На изучение учебного предмета «Иностранный язык»
отводится 2 часа в неделю.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в
младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в
неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
которые
в
силу особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.

Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): VIX классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
V
VI
VII VIII IX
Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1. Русский язык
речевая
1.2. Чтение
практика
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.
3.1. Природоведение
Естествознание 3.2. Биология
3.3. География
4. Человек
4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6. Физическая 6.1. Адаптивная
культура
физическая культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого

136
136

136
136

136
136

136
136

136
136

680
680

136
68
-

136
68
68
68

102
34
68
68
-

102
34
68
68
-

102
34
68
68
-

578
102
136
204
272
68

34
68

34
-

68
68
-

68
68
-

68
68
-

272
204
68

34
102

102

102

102

102

34
510

204
918

204
952

238
986

272 272
1020 1020

1190
4998

Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Иностранный язык (английский)

68

68

68

68

68

340

68

68

68

68

68

68

Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия):
ритмика
коррекционно-развивающие занятия с
педагогом-психологом
коррекционно-развивающие занятия с
учителем-логопедом
коррекционноразвивающие занятия с учителемдефектологом
Внеурочная деятельность:

986

1020 1088 1122

1122

5338

204

204

204

204

204

1020

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

170
170

2

2

2

2

2

340

2

2

2

2

2

340

136

136

136

136

136

680

1326 1360 1428 1462 1462

7038

Всего к финансированию

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
VII
V
VI
VIII IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание 3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.
Человек
и 4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы социальной
жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.
Физическая 6.1. Адаптивная
культура
физическая культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Иностранный язык (английский)

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

20
20

4

4

2
1

2
2
2
1

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

17
3
4
6
8
2
8

2

-

2
-

2
-

2
-

6
2

1
3

3

3

3

3

1
15

6
27
2

6
28
2

7
30
2

8
31
2

8
31
2

35
147
10

2

2

2

2

2

10

Максимально
допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия):
ритмика
коррекционно-развивающие
занятия
с
педагогом-психологом
коррекционно-развивающие
занятия
с
учителем-логопедом
коррекционноразвивающие
занятия
с
учителемдефектологом
Внеурочная деятельность

29

30

32

33

33

157

6

6

6

6

6

30

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

4

4

4

4

4

20

Всего к финансированию

39

40

42

43

43

207


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».