Пояснительная записка
Информационное
общество
характеризуется
высоким
уровнем
развития информационных и телекоммуникационных технологий и их
интенсивным
использованием
гражданами,
бизнесом
и
органами
государственной власти.
Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной
деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят
в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К
ним, в частности, относятся:
поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача
информации в открытом информационном обществе и всей окружающей
реальности;
проектирование на основе информационного моделирования
объектов и процессов;
умение решать принципиально новые задачи, порожденные
привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу
окружающей действительности.
И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки
формируются
и
используются
в
среде
современных
средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное
понимание функциональной грамотности человека все больше включает в
себя элементы информационных технологий, информационной культуры.
Данная программа курса «Современные информационные технологии»
является компилятивной и предназначена для учащихся 10-11 классов.
Объем 67 учебных часов (1 час в неделю).
Изучение информационных технологий в рамках данного курса
направлено на достижение следующих целей:
освоение
системы
базовых
знаний,
отражающих
вклад
информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических
системах;
овладение
умениями
применять,
анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
используя при этом информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
творческих
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание
ответственного
отношения
к
соблюдению
этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение
опыта
использования
информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в
том числе проектной деятельности;
достижение
большинством
учащихся
повышенного
(продуктивного) уровня освоения учебного материала и сдаче единого
государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Исключительно велика роль изучения информатики в социализации
школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в
профессиональном самоопределении молодежи.
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира,
начался постепенный переход к постиндустриальному, «информационному»
обществу. Отличительной чертой постиндустриального этапа развития
является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы
материального производства в область информационных процессов и
технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека,
обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу
развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности
выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном
обществе,
заставляет
переосмыслить
традиционные
содержании образования, путях его осуществления.
представления
о
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых
профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспективе
позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в
области информатики и информационных технологий.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние
на
перераспределение
«перекачивание»
в
структуре
трудовых
ресурсов
рабочих
из
мест:
происходит
материальной
сферы
в
информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные
с обработкой информации.
Использование
данной
программы
целесообразно,
если
в
образовательном учреждении из школьного компонента добавлены часы в 10
и в 11 классе к изучению предмета Информатика с целью приобретения
учащимися
практических
навыков
работы
с
различными
видами
информации, а также более эффективной работы при подготовке к ЕГЭ.
В программе большая часть учебного времени отводится
на
лабораторные работы, практические и творческие задания, а также на
выполнение небольших проектных работ в современных прикладных средах.
Особенность программы – то, что полученные знания позволят учащимся
более свободно ориентироваться в многообразии прикладных программ,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для решения задач в различных областях.
Поэтому, разделы программы связаны с более полным изучением
возможностей
наиболее
распространенных
средств
автоматизации
информационной деятельности. С точки зрения деятельности, это дает
возможность
сформировать
методологию
использования
основных
автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач,
связанных с анализом и представлением основных информационных
процессов.
Современные информационные технологии
Планируемы результаты курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные результаты
Личностные
результаты
в
сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками,
детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений
обучающихся
к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность
и
способность
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей
программой воспитания
В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом
является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися
опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе,
домаили на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные универсальные учебные действияВыпускник научится:
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранеецелью.
Познавательные универсальные учебные действияВыпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия Выпускник
научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личныхсимпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
Предметные результаты
В результате изучения СИТ на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых,
графических и текстовых данных;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических
средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя
знания о принципах построения персонального компьютера и классификации
его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать
структурированные
текстовые
документы
и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств
создавать и обрабатывать графические изображения разных типов (
векторные и растровые) с использованием различного ПО для обработки
графики
использовать облачные технологии для организации коллективного
взаимодействия и обмена данными.
создавать гипертекстовые документы сложной структуры (веб сайты) с
использованием возможностей современных программных средств, в том
числе онлайн программ.
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
Выпускник получит возможность научиться:
применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание
Количество часов
№
Название темы
1
10
11
Общая
5
4
9
8
18
26
7
6
13
5
3
8
5
Технология работы с текстовой
информацией
Технология работы с графической
информацией
Технология работы с динамическими
(электронными) таблицами
Современные программные средства
и
сервисы интернет
Технология создания веб-сайта
6
Повторение
2
3
5
Итого:
34
34
67
2
3
4
7
6
Технология работы с текстовой информацией
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и
технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.
Связывание
и
внедрение
объектов
в
документе.
Гипертекстовое
представление информации. Брошюра. Документы сложной структуры.
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы
электронных
таблиц.
Типы данных.
Выбор
способа
представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
Основные способы представления математических зависимостей
между данными. Использование электронных таблиц для обработки
числовых данных. Построение и редактирование диаграмм.
Моделирование процессов в среде ЭТ. Формализация задач из
различных предметных областей. Структурирование данных. Построение
информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка
адекватности модели объекту и целям моделирования. Автоматическая
обработка данных в среде ЭТ.
Технология работы с графической информацией
Графические информационные объекты. Средства и технологии
работы с графикой. Особенности растровой графики. Редактор растровых
изображений
Adobe
Photoshop.
Палитры.
Создание
многослойных
изображений. Коррекция. Выделение. Трансформация. Коллаж. Работа с
цветом. Ретушь. Градиент. Работа с текстом. Слои-маски. Фильтры.
Анимация.
Особенности векторной графики. Редактор растровых изображений
CorelDraw. Инструменты. Цвет, заливка, обводка. Кривые Безье. Типы узлов.
Эффекты объема и перетекания. Деформация. Работа с текстом.
Современные программные средства и сервисы интернет
Современные сервисы Интернет. Поиск и систематизация информации,
выбор способа хранения информации. Создание общего ресурса, знакомство
с Google - диском. Организация личной информационной среды. Работа с
офисными приложениями в облаке. Создание совместных документов.
Создание анкет.
Теоретические основы работы с видео. Современные видеоредакторы.
Особенности
современного
этапа
развития
ИТ,
перспективы.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
Технология создания веб-сайта
Веб-сайты.
технологические
Виды
веб-сайтов,
особенности.
функциональные,
Основы
веб-дизайна.
конструкторы сайтов. Структура сайта, подбор материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
структурные
и
Современные
10 класс
Номер
урока
Тема урока
Кол-во
Часов
Технология работы с
текстовой информацией
1.
2.
3.
4.
5.
1.1 Техника безопасности.
1.2 Классификация текстовых редакторов. Набор
типовых и расширенных возможностей. Лабораторная
работа (MS Word). Создание и редактирование
документа.
1.3 Лабораторная работа (MS Word). Форматирование
документа. Текст как информационный объект.
Автоматизированные средства и технологии
организации текста.
1.4 Лабораторная работа (MS Word). Списки, таблицы.
Основные приемы
преобразования текстов.
1.5 Лабораторная работа (MS Word). Связывание и
внедрение объектов в
документе. Создание документа сложной структуры
«Писатели Урала».
1
1
1
1
1
Технология работы с графической информацией
6.
7.
2.1 Графические информационные объекты. Средства и
технологии работы с графикой. Создание и
редактирование графических информационных
объектов средствами графических редакторов, систем
презентационной и
анимационной графики.
2.2 Особенности работы с растровыми изображениями.
Рабочее окно Adobe
Photoshop. Палитры.
1
1
8.
2.3 Работа с выделенными областями.
1
9.
2.4 Работа со слоями.
1
10.
2.5 Выделение и трансформация. Коллаж.
1
11.
2.6 Работа с цветом. Ретушь.
1
12.
2.7 Работа с текстом.
1
13.
2.8 Градиент. Создание рекламных плакатов на
актуальные темы Уральского
региона.
Технология работы с динамическими
(электронными) таблицами
14.
3.1 Динамические (электронные) таблицы как
информационные объекты.
Возможности, особенности работы, типы данных.
3.2 Средства и технологии работы с таблицами.
Назначение и принципы работы электронных таблиц.
Дополнительные возможности электронных
таблиц.
3.3 Лабораторная работа (MS Excel). Выбор способа
представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
3.4 Лабораторная работа (MS Excel). Работа с
формулами, моделирование
процессов в среде ЭТ. Основные способы
представления математических зависимостей между
данными.
3.5 Лабораторная работ (MS Excel)а. Использование
электронных таблиц для
обработки числовых данных. Построение и
редактирование диаграмм.
3.6 Лабораторная работа (MS Excel). Статистические
функции в ЭТ. Анализ
статистических данных развития Екатеринбурга и
области.
15.
16.
17.
18.
19.
1
1
1
1
1
2
1
Современные сервисы Интернет
20.
21.
22.
4.1 Обзор программных средств, возможности. Поиск и
систематизация
информации, выбор способа хранения информации.
4.2 Создание общего ресурса, знакомство с Google диском. Организация
личной информационной среды.
1
4.3 Работа с офисными приложениями в облаке.
1
1
23.
4.4 Создание совместных документов (презентация на
тему "Родные
просторы")
1
24.
4.5 Создание анкет.
1
Технология создания веб-сайта
25.
26.
27.
28.
5.1 Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и
технологические
особенности
5.2 Основы веб-дизайна. Обзор современных
конструкторов сайтов,
возможности, особенности.
5.3 Разработка структуры сайта, подбор материала.
5.4 Создание сайта на тему «Уголок России, отчий
дом…» (известные деятели, история, знаковые
события, интересные места Екатеринбурга и/или
области)
1
1
1
1
29.
5.5 Представление работ. Защита проекта.
3
30.
Повторение
2
Итого:
34
11 класс
Номер Тема урока
урока
Количество
часов
Технология работы с текстовой информацией
1
2.
Техника безопасности. Создание и редактирование
документа сложной структуры.
Гипертекстовое представление информации.
3.
Документы сложной структуры.
1
4.
Зачёт. Создание информационных буклетов «Мой
жизненный путь» (профориентация, траектория 1
дальнейшего развития, анализ востребованных
профессий, ВУЗов Екатеринбурга).
1.
1
Технология работы с динамическими
(электронными) таблицами
5.
6.
7.
Моделирование
процессов
в
среде
ЭТ.
Формализация задач из различных предметных 2
областей.
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения
поставленной задачи. Оценка адекватности модели 2
объекту и целям моделирования .
Автоматическая обработка данных в среде ЭТ.
Расчёт стоимости коммунальных услуг для 2
жителей города
Екатеринбурга.
Растровая графика.
8.
Практическая работа Photoshop.
4
9.
Анимация в Photoshop. Итоговая работа.
2
Векторная графика.
10.
11.
Трехмерная графика. Знакомство со средой 2
SketchUp.
Особенности создания и работы с векторными
1
изображениями.
12.
Рабочее окно CorelDRAW. Инструменты.
13.
14.
Основы работы с объектами. Закраска рисунков. 2
Цвет,
заливка, обводка.
Кривые Безье. Типы узлов.
1
15.
Создание рисунков из кривых.
1
16.
Методы упорядочения и объединения объектов.
1
17.
Эффекты объема и перетекания.
1
18.
Деформация. Работа с текстом.
1
19.
Итоговая работа по созданию изображений в
CorelDRAW. Разработка логотипа лицея, города,1
группы,
мероприятия, фирмы.
1
Технология работы с видео и звуком
20.
21.
Теоретические основы работы с видео. Обзор
1
современных видеоредакторов.
Особенности
съемки,
монтажа.
Форматы
видеофайлов. Создание мини-ролика «Пройди по 1
тихим школьным
этажам…»
Современные программные средства
22.
23.
Информатизация Уральского региона. Особенности
современного этапа развития ИТ, перспективы.
Использование основных методов информатики и 1
средств ИКТ при анализе процессов в обществе,
природе
и технике.
Повторение
3
Итого:
34