АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с замедленным психическим развитием (ЗПР 7.1, ЗПР 7.2)
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
6 - 9 класс
Екатеринбург, 2022
Структура рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация
себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования,
организации
деятельности,
рефлексии
изменений,
способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1)
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а
также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2)
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение
навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с
использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к
осмыслению социального окружения, своего места в
нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3)
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия
в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере
интересов.
Антикоррупционная составляющая в формировании личностных результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы обучающимися с ЗПР:
1)
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
2)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
4)
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности
в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Метапредметные результаты освоения АООП ООО
К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования относятся межпредметные понятия и метапредметные образовательные
результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на уровне
начального общего образования навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения,
в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений,
поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
10.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1)
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;
2)
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия
в
соответствии с
поставленнойзадачей
и
условиями ее
реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные
способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;
формирование
умения
активного
использования
знаково-символических
средств
для представления информации об изучаемых объектах и процессах,
различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи
педагога-психолога и тьютора; развитие способности самостоятельно действовать в
соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках,
критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных
источников.
Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные УУД включают:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия Познавательные УУД включают:
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать /рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
-
ориентироваться в
содержании
текста,
понимать
целостный смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
4.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные УУД включают:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1)
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;
2)
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого- либо
вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами
при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать
получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской
культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные
отражающие разные этнокультурные традиции;
художественные
произведения,
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета « Родная литература (русская)
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских
писателей, наиболее ярко воплотившие национальную
специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных
произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному
предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не
только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного
канона, но и авторов, составляющих
«круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки новыми для
школьной практики произведениями.
1.
В программу учебного предмета «Родная литература (русская)»
вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в
своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более
близких и понятных современному школьнику, чем классика.
2. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес –
берёза).
3. Внутри проблемно-тематических блоков произведенийвыделяются
отдельные подтемы, связанные с национально-культурнойспецификой русских
традиций, быта и нравов (например: праздникирусского мира, Масленица, блины и т.
п.).
4. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материалепоказать, как важные
для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на
протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа,
доброта, милосердие).
5. В отдельные тематические блоки программы вводятсялитературные
произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений
образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки,
кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в
русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной
русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):
• «Россия – родина моя»;
• «Русские традиции»;
• «Русский характер – русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает
обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национальноспецифического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например:
поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе
народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России.
В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего произведения
наиболее крупных национальных писателей, внёсших значительный вклад в развитие
мировой художественной литературы и писавших как на русском, так и на родном языке.
Так, при изучении подраздела «Преданья старины глубокой» в 5-м и 6-м классах
естественным будет обращение к национальному фольклору: пословицам, поговоркам,
сказкам, героическому эпосу народов России и мира. Подраздел
«Родные просторы» может быть удачно дополнен сопоставлением изучаемых произведений
русской литературы с поэзией татарского поэта Габдуллы Тукая, балкарского поэта Кайсына
Кулиева и других авторов, писавших о своём крае. В ряду произведений о сибирском крае
органична поэзия хакасского автора Михаила Кильчичакова. Подраздел «Тепло родного
дома» может изучаться, например, в контексте творчества осетинского автора Коста
Хетагурова. Почти у каждого народа есть произведения о родном языке, но небывалых
высот достигла в этом поэзия дагестанского писателя Расула Гамзатова, писавшего на
аварском языке.
Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из разных
регионов многонациональной России, в том числе молодых современных авторов, если их
творчество посвящено родному краю, является «визитной карточкой» литературы региона.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие программы по
своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
Содержание учебного предмета
Первый год обучения. 5 класс
•
формирование умения выделять проблематику русских народных и
литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами
России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
•
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;
•
формирование
начальных
представлений
о
русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка
и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения; формирование начальных представлений о проектно- исследовательской
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
•
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных
сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном
идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать
связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых
для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
русской масленице, о родном крае и русском доме;
•
развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах
и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об
оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах
в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения
простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
•
развитие умения выделять проблематику и
своеобразие
русских
народных
песен
(исторических
и
понимать эстетическое
лирических),
выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
•
развитие представлений о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской
души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности
русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии
и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате
сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
•
развитие умения выделять проблематику и
понимать эстетическое
своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстведуш русских людей;
•
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях
о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;
•
развитие умений давать смысловой
и
идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
•
развитие умения выделять проблематику и
понимать эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых
для
русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
•
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях
о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
•
единстве
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
формы
ассоциаций,
и
давать
содержания,
устанавливать
самостоятельный
смысловой
поле
собственных
читательских
и идейно-эстетический
анализ
художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные
тексты
интерпретирующего
характера
в
различных
форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Первый год обучения (17 ч) 5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения (17 ч)6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы изкниги «Поморские были
и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В.
А.
Рождественский.
«Русская
природа». К.
Г.
Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев.
«Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».А. А. Фет.
«Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев.
«Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с нимпознакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Третий год обучения (17 ч)7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветрыбуйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков.
«Я ли в поле да не травушка была…»А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».Тепло
родного дома (4 ч) Русские
мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «ГеоргийПобедоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения (17 ч)8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.С. Н. Марков.
«Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой.
«Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»М.А. Кузмин.
«Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в
Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горестарого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана Язык
поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Пятый год обучения (17 ч)9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народнаяпесня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин.
«Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.
А.
Ахматова.
«Стихи
о
Петербурге»
(«Вновь
Исакий
облаченьи…»).
Д.
С.
Самойлов.
«Над
Невой»
(«Весь
город
в
разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
плавных
в
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения (5 класс)
Блок
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Русские народные и литературные
Преданья старины глубокой сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная
сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Города земли русской
Родные просторы
Количество
часов
Тема
Москва в произведениях русских
писателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегах
Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной
площади»
Русский лес:
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес»
6
2
2
2
А. В. Кольцов. «Лес»
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без
перерыва…»
В. А. Рождественский. «Берёза»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рождество:
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
(фрагмент)
Праздники русского мира
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»
А. И. Куприн. «Бедный принц»
И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
Семейные ценности:
И. А. Крылов. «Дерево»
Тепло родного дома
И. А. Бунин. «Снежный бык»
В. И. Белов «Скворцы»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Отечественная война 1812 года:
Родина
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь» Д.
В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Чувства добрые:
К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка)
Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»
Школьные контрольные:
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагменты)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»
Родной язык, родная речь:
И. А. Бунин. «Слово»
В. Г. Гордейчев. «Родная речь»
5
3
2
6
1
2
2
1
Второй год обучения (6 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри и
богатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор»
Преданья старины глубокой Былинные сюжеты и герои в русской
литературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
М. М. Пришвин. «Певец былин»
6
2
Города земли русской
Русский Север - Архангельск в русской
литературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из
книги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»)
2
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме:
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»
2
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
тел…»
Праздники русского мира
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа»
Тепло родного дома
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
5
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Не до ордена – была бы
Севастополе»
Родина
А. А. Фет. «Севастопольское братское
кладбище»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими руками:
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни
учила…»
Загадки русской души
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» В.
П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился»,
О ваших ровесниках
«Кирпичные острова»)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке:
6
2
3
1
2
2
1
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не
русский…»
Третий год обучения (7 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни (исторические и
лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…»,
«Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в
Преданья старины глубокой русской литературе:
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
Города земли русской
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Русское поле:
И. С. Никитин. «Поле»
Родные просторы
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из
повести)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Праздники русского мира
Пасху»
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
Не до ордена – была бы
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Родина
6
2
2
2
5
3
2
6
2
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
прекрасная…», «Георгий
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Вс. Рождественский. «В родной поэзии
совсем не старовер…»
1
2
1
Четвертый год обучения (8 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
Преданья старины глубокой О. А. Ильина. «Во время грозного и
злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
(главы из романа)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…»
Города земли русской
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Родные просторы
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той
поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил»
6
2
2
2
(фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро,
Праздники русского мира
утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль
высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»
Тепло родного дома
(главы из повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Дети на войне:
Родина
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
5
2
3
6
1
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
2
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы)
2
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(главы)
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
1
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет»
Пятый год обучения (9 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две
Преданья старины глубокой грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)
6
2
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (фрагмент)
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские
строфы»
Города земли русской
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…» (русская народная
Родные просторы
песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья
Праздники русского мира
яблок»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной
юности» (главы)
Тепло родного дома
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,
Родина
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
2
2
5
2
3
6
1
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
2
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»
2
(фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
1
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»