РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Екатеринбург 2022 Структура рабочей программы: -Планируемые результаты; - Содержание учебного курса; - Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы. Программа коррекционной работы включает в себя разделы, которые определяют направления и характер работы участников образовательного процесса. Практическую деятельность по осуществлению программы коррекционной работы выполняют учителя, психолог и логопед. В основе логопедической коррекции лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами логопедического сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого учащегося; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе. Связанных с нарушением речи; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни. Программа коррекционной работы обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии; - осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей испециальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы; - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитикосинтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшейнервной деятельности, соматического здоровья; - возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями. 1. Планируемые результаты Благополучная социально-психологическая адаптация детей к учебному процессу. Комфортное психологическое состояние учащихся в ходе учебного процесса. Позитивный настрой обучающихся к преодолению логопедических трудностей. Рост заинтересованности родителей в решении проблем, возникающих в процессе обучения у детей. Востребованность родителями и педагогами информации, предоставляемой специалистами. Партнерские отношения специалистов и педагогов при решении проблем, возникающих в организации образовательного процесса для детей, имеющих различные трудности в обучении. Уменьшение количества дисграфических ошибок. Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное. 2.Содержание программы Диагностическая работа включает: • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностическойинформации от специалистов разного профиля; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностейобучающихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикойразвития ребёнка; • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Диагностическая работа проводится в соответствии с программой изучения ребенка различными специалистами (педагог, психолог, логопед). Педагог: 1. Устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков. 2. Выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, прикоторых эти трудности могут быть преодолены. 3.Отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добитьсяжелаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу). Логопед: Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, характера, а также глубины и степени. В качестве инструментария диагностики речевого развития детейиспользуется: • Схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма учащихсямассовой школы Л.B. Бенедиктовой, Р.И. Лалаевой их • Схема обследования младших школьников с дизорфографией В.И.Прищеповой. • Схема обследования младших школьников О.Е.Грибовой. • Стандартизированная методика обследования устной речи младших и старших школьников с балльно-уровневой системой оценки Т.А. Фотековой. Полученная во время обследования информация фиксируется в речевых картах, которые заводятся на каждого обследуемого ребенка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Содержание и формы коррекционной работы логопеда: наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ТНР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка. составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ТНР чувствовал себя в школе комфортно; ведение документации; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Для повышения качества коррекционной работы учитель выполняет следующие условия: формирование УУД на всех этапах учебного процесса; обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля речевой деятельности детей; установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющие осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия. Еще одним условием успешного обучения детей с ТНР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ТНР . Направления коррекционной работы Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с различными проблемами здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; информационно-просветительская работа направлена на разъяснительнуюдеятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса (родители,учителя) Содержание и формы коррекционной работы логопеда Коррекционные занятия являются основной формой логопедической коррекции. В зависимости от конкретных задач и этапов коррекции они делятся на индивидуальные и групповые. Работа логопеда предполагает охват детей, имеющих такие нарушения речи как: - несформированность языковых и речевых средств языка; - нарушение произношения отдельных звуков; - фонетическое недоразвитие речи; - фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - общее недоразвитие речи; - дисграфия; - дислексия. Программа состоит из 2 этапов коррекционно-развивающей работы: 1. Первый этап - предупреждение трудностей формирования письма и чтения, в том числе коррекция нарушений произношения (ориентировочная продолжительность 1год). 2. Второй этап –собственно коррекция нарушения письма и чтения. Развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие – слухопроизносительная дифференциация фонем, звукобуквенный анализ и синтез).Развитие лексико- грамматического компонента языковой системы. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав. Развитие связной речи. Работа над текстом. Проверка сформированности навыка письма и возможности его использования при выполнении разного уровня сложности продуктивных заданий. (ориентировочная продолжительность 5лет). Общее количество тем курса «Индивидуальные и групповые занятия»-338, из них 66 тем в 1 классе, 272 темы со 2-5 класс. Периодичность занятий – 2 раза в неделю. Работа организуется в форме индивидуальных и групповых занятий. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет в 1 классе – групповое занятие -35-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут; во 2-5 классах – групповое занятие -40-45 минут, индивидуальное – 20-25 минут. Логопедические обследование проводится 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года (12 занятий в год). Содержание мероприятий в рамках реализации программы Мероприятие Содержаниедеятельности Предполагаемый результат Ответственный № 1 Логопедическая диагностика 2 Консультирование 3 Логопедическая коррекция Выявление особенностейречевого развития обучающихся с ТНР, особенностей чтения и письма Логопедические рекомендации по особенностям организацииобразовательной деятельности и коррекционно- развивающей работы Проведение групповых ииндивидуальных коррекционно- развивающих занятий по коррекции нарушений чтения и письма и развитию речи с обучающимися с ТНР Выявление недостатков в развитии речи обучающихсяс ТНР Учитель-логопед Информирование всех участников образовательныхотношений по вопросам, связанным с особенностями обучения, развития и адаптации обучающихся с ТНР Учитель-логопед Уменьшение степени выраженности речевого нарушения в речи, на письме,чтении, обеспечение максимальной реализации потенциала обучающихся с ТНР Учитель-логопед 4 Логопедическая диагностика Динамический контрольречевого развития учащихся с ТНР Мониторинг динамики развития речи обучающихся сТНР, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы, корректировка коррекционноразвивающих мероприятий Учитель-логопед Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендацийпсихолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО для детей с ТНР. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всей образовательной деятельности. Основными образовательными направлениями в специальной поддержкеосвоения АООП НОО являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально- ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности. Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формыконтроля: -диагностика устной и письменной речи (в речевой карте) -построение индивидуального речевого профиля учащегося; - мониторинг динамики развития речи обучающихся с ТНР. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:Доля воспитанников (учащихся)охвачены логопедическим сопровождением Наличие групп и подгрупп с учетом структуры и тяжести речевого дефекта Наличие положительной динамики Модели логопедических занятий с обучающими с ТНР Структура индивидуального логопедического занятия: 1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения по тренировкегуб, нижней челюсти, языка 2. Пальчиковая гимнастика 3. Развитие речевого дыхания 4. Развитие мимики 5. Формирование речевого голоса 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительности 7. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия 8. Исправление звукопроизношения 9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова 10. Формирование лексико-грамматических представлений 11. Обучение элементам грамоты 12. Развитие психических процессов 13. Коррекция нарушений чтения и письма (у школьников: дислексия,дисграфия, дизорфография) Структура логопедического занятия при заикании 1. Оргмомент с элементами психотерапии 2. Общая моторная зарядка, преодоление двигательных уловок 3. Речевая зарядка 4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный, плавный) 5. Воспитание легкой и своевременной подачи голоса 6. Воспитание легкого и своевременного включения соответствующихартикуляционных движений 7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа,плавности, ритмичности речи) 8. Работа по закреплению навыков правильной речи (сопряженная фонема,отраженная фонема, вопросно-ответная форма) 9. Домашнее задание 10. Итог Структура логопедического занятия при дизартрии 1. Оргмомент с элементами психотерапии 2. Общее расслабление (по мере необходимости) 3. Развитие общей моторики 4. Развитие мелкой моторики 5. Массаж лица 6. Развитие мимики 7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторныхдвижений) 8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой) 9. Коррекция звукопроизношения 10. Формирование лексико-грамматической стороны речи11.Домашнее задание 12. Итог Структура логопедического занятий при ринолалии 1. Оргмомент 2. Нормализация моторики нижней челюсти 3. Массаж твердого и мягкого неба 4. Гимнастика для мышц мягкого неба и мышц мягкой стенки глотки 5. Массаж лица 6. Массаж губы (после хейлопластики) 7. Мимическая гимнастика: для губ, языка 8. Дыхательная гимнастика 9. Работа над голосом 10. Объявление темы 11. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация) 12. Развитие лексико-грамматической стороны речи 13. Домашнее задание 14. Итог 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Структура логопедического занятия при дисграфии Оргмомент с элементами психотерапии Развитие мелкой моторики Развитие зрительно-пространственной координации Развитие артикуляционной моторики Развитие фонематического слуха Коррекция нарушений письма (на материале программного раздела порусскому языку) Домашнее задание Итог Структура логопедического занятия при дислексии1.Оргмомент с элементами психотерапии 2. Развитие мелкой моторики 3.Развитие зрительно-пространственной организации4.Развитие артикуляционной моторики 5. Развитие фонематического слуха 6. Коррекция нарушений чтения (на материале программного раздела по обучениюграмоте или литературному чтению) 7. Домашнее задание 8. Итог 1 ЭТАП Задачи: 1. Развивать пространственные представления. 2. Развивать временные представления. Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 1-го этапакоррекционно – развивающего обучения: К концу обучения дети должны знать: —пространственные представления, схему собственного тела; —правое и левое направления в пространстве; —пространственные взаимоотношения объектов; —последовательность предметного ряда; —цвет и форму предметов; —размер и величину предметов; —понятия «сутки», «дни недели», «месяцы», «времена года», «возраст и роли всемье»; — термины, используемые для обозначения основных понятий (пространство,время, слева, справа); — все буквы и звуки родного языка; — отличительные признаки гласных и согласных звуков; — гласные и согласные звуки; — твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкостисогласных на письме; — пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, позвонкости — глухости; К концу обучения дети должны уметь: — ориентироваться в пространстве — находить левую и правую сторону своего тела, другого человека; — определять пространственные взаимоотношения объектов; — определять цвет и форму предметов; — определять размер и величину предметов; — различать понятия, выражающие пространственно-временные отношения; — произносить все звуки русского языка в соответствии с нормами; — различать свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры; — узнавать и различать гласные и согласные звуки; — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; — использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкостисогласных на письме; — различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; — производить фонетический разбор слова; — производить звукобуквенный разбор слогов и слов; — записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ; — подбирать слова на заданный звук; — сравнивать слова со сходными звуками; — строить звуковые схемы слогов и слов; — составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; — восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; —самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используяоппозиционные звуки. Планируемое количество занятий: 66 6. План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ТНР 1 год № Тема занятия 1 2 Организация логопедического обследования (артикуляционнаямоторика, звукопроизношение). Организация логопедического обследования (фонематические процессы, слоговая структура слова). Количество часов 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Организация логопедического обследования (словарь, словообразование). Организация логопедического обследования (грамматический строй речи, чтение). Пространственные представления. Определение схемы собственного тела. Определение правого и левого направления в пространстве. Определение пространственных взаимоотношений объектов. Последовательность предметного ряда. Цвет и форма предметов. Размер и величина предметов. Развитие зрительно-моторной координации. Временные представления. Сутки. Дни недели. Месяцы. Времена года. Возраст и роли в семье. Предложение. Слово и слог. Слог и ударение. Слова и звуки в нашей жизни. Деление слова на слоги. Слог-слияние. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Гласные буквы и звуки. Согласные буквы и звуки. Звук и буква А. Звук и буква О. Звук и буква И. Звук и буква Ы. Звук и буква У. Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение). Организация логопедического обследования (фонематические процессы, слоговая структура слова). Организация логопедического обследования (словарь, словообразование, грамматический строй речи). Организация логопедического обследования (чтение, диктант букв, слогов, слов, списывание). Звук и буква Э. Дифференциация Ш-Щ. Дифференциация Ч-У. Дифференциация Ц-Щ. Дифференциация Х-Ж. Дифференциация В-Д. Дифференциация Л-М. Дифференциация П-Р-Г. Дифференциация К-Н. Дифференциация Б-Д. Дифференциация П-Т. Дифференциация З-Е. Дифференциация И-Й. Дифференциация О-А. Дифференциация И-У. Дифференциация И-Ц. Дифференциация Ъ-Ы-Ь. Дифференциация С-Э-Е. Дифференциация Я-Л. Дифференциация Е-Ё. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) Работа со схемами. Определение количества звуков в слове по порядку. Соотношение между звуками и буквами в слове. Буква – смыслоразличитель. Игра «Редактор текста». Слогообразующая роль гласных букв. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59 60 61 62 63 64 65 66 Постановка ударения. Орфоэпические нормы постановки ударения. Типы слогов. Деление слов на слоги. Перенос слова. Звуко-буквенный анализ слова. Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение). Организация логопедического обследования (фонематические процессы, слоговая структура слова). Организация логопедического обследования (грамматический строй речи, словарь, словообразование, чтение). Организация логопедического обследования (письмо: диктант, списывание). 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ЭТАП Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие; 2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов; 3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, атакже на тактильные и кинетические ощущения; 4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания,предложения и текста; 5. Определять положение звука по отношению к другим звукам; 6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане. Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 2-го этапакоррекционно – развивающего обучения: К концу обучения дети должны знать: — термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква,артикуляция и т.д.); — все буквы и звуки родного языка; — отличительные признаки гласных и согласных звуков; — гласные и согласные звуки; — твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкостисогласных на письме; — пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, позвонкости — глухости; К концу обучения дети должны уметь: — узнавать и различать гласные и согласные звуки; — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; — использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкостисогласных на письме; — различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; — производить фонетический разбор слова; — производить звукобуквенный разбор слогов и слов; — записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ; — подбирать слова на заданный звук; — сравнивать слова со сходными звуками; — строить звуковые схемы слогов и слов; — составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; — восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; —самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используяоппозиционные звуки. Планируемое количество занятий: 68 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ТНР 2 год Тема занятия Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение) Организация логопедического обследования (фонематические процессы, слоговая структура слова) Организация логопедического обследования (словарь, словообразование,грамматический строй речи, чтение) Организация логопедического обследования (письмо: диктант, списывание) Пространственная ориентировка. Временные представления. Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие зрительного внимания и восприятия. Сочетание жи-ши. Сочетание ча-ща. Сочетание чу-щу. Сочетание чк, чн, нщ, щн. Звуки неречевые и речевые. Звуковой анализ и синтез. Простые формы звукового анализа. Звуковой анализ и синтез. Сложные форма звукового анализа. Гласные звуки. Ударение. Гласные ударные и безударные. Организация логопедического обследования (артикуляционнаямоторика, звукопроизношение, словарь, словообразование ,произношение) Организация логопедического обследования (фонематические процессы, слоговая структура слова, ) Организация логопедического обследования (грамматический строй речи, чтение) Организация логопедического обследования (письмо: диктант,списывание) Слоговой анализ и синтез. Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Смягчительный ь. Смягчительный ь. Повторение. Дифференциация Ь-И. Количеств о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Разделительный ь. Разделительный ь. Повторение. Разделительный и смягчительный ь. Звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные. Повторение. Звуки Б—Б', П—П'. Звуки Б—Б', П—П'. Повторение. Звуки В-В', Ф—Ф'. Звуки В-В', Ф—Ф'. Повторение. Звуки Г—Г', К—К', Х—Х'. Звуки Г—Г', К—К'. Звуки Г—Г', К—К'. Повторение. Звуки Д—Д', Т—Т'. Звуки Д—Д', Т—Т'. Повторение. Звуки 3—3', С—С'. Звуки 3—3', С—С'. Повторение. Звуки Ж—Ш. Звуки Ж—Ш. Повторение. Лабиализованные гласные Э-Е. Лабиализованные гласные Э-Е. Повторение. Лабиализованные гласные А-Я. Лабиализованные гласные А-Я. Повторение. Лабиализованные гласные О-Ё. Лабиализованные гласные О-Ё. Повторение. Лабиализованные гласные. Звуки О—У. Лабиализованные гласные. Звуки О—У. Повторение. Лабиализованные гласные. Буквы Е—Ю. Лабиализованные гласные. Буквы Е—Ю. Звуки Р-Л. Звуки Л—Л'—Й. Звуки С—Сь, Ш Звуки З—З', Ж Звуки С—С', Ц Звуки Ч—Щ Звуки Ч -ТЬ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 63 64 65 66 67 68 Звуки Ч—Ш 1 Звуки Ч—Ц 1 1 Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структура слова словарь, словообразование, 1 грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) 1 Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) 1 3 ЭТАП Задачи: 1. Установление логических и языковых связей между предложениями; 2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень,окончание); 3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы); 4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций; 5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи всловосочетаниях (управления и согласования); 6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения; 7. Обучение конструированию сложного предложения. Планируемый уровень подготовки обучающихся при завершении 3-го этапакоррекционно – развивающего обучения: К концу обучения дети должны знать: — признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня); — состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа; — правописание суффиксов и приставок; — части речи; — как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным; — главные и второстепенные члены предложения; — сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении; — виды связи в словосочетании (смысловые и логические).К концу обучения дети должны уметь; — распознавать части речи и их основные признаки; — изменять слова по числам, родам и падежам; — определять род, число и падеж существительных и прилагательных; — производить разбор слова по составу; — различать понятия словоизменение и словообразование; — выделять из текста слова, словосочетания и предложения; — устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и междупредложениями в тексте; — устанавливать связи между частями сложного предложения; — составлять и анализировать сложное предложение. Количество занятий – 68 План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ТНР 3 год № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структура слова словарь, словообразование, грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) Однокоренные слова. Корень слова. Определение. Приставка. Определение. Значение приставок. Правописание приставок. Образование новых слов при помощи приставок. Суффикс. Определение. Значение суффиксов. Образование новых слов при помощи суффиксов. Суффиксы разных частей речи (имена существительные) Суффиксы разных частей речи (имена прилагательные) Суффиксы разных частей речи (глаголы) Предлоги. Определение. Значение предлогов. Правописание предлогов. Приставка, предлог. Способы различения. Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структура слова словарь, словообразование, грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) Выбор предлога в предложении. Формы слова. Количеств о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Основа слова. Дифференциация форм слова и однокоренных слов. Морфологический разбор имени существительного. Морфологический разбор имени прилагательного. Морфологический разбор глагола. Дифференциация слов разных частей речи. Имя существительное. Практическое употребление существительных в форме единственного числа. Практическое употребление существительных в формемножественного числа. Знакомство с понятием рода. Практическое употребление существительных разного рода. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Употребление существительных в косвенных падежах. Местоимение. Понятие. Употребление местоимений. Местоимения в косвенных падежах. Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в числе. Согласование прилагательных с существительными в именительном падеже. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже. Согласование прилагательных с существительными в дательном падеже. Согласование прилагательных с существительными в винительном падеже. Согласование прилагательных с существительными в творительном падеже. Согласование прилагательных с существительными в предложном падеже. Глагол. Согласование глагола с существительным в числе. Согласование глагола с существительным в роде. Словоизменение глагола. Согласование глагола с существительным во времени. Имя числительное. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61 62 63 64 65 66 67 68 Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Словоизменение числительных. Работа с деформированным текстом. Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структура слова словарь, словообразование, грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) 4 ЭТАП Задачи: 1. Формировать у обучающихся представления о связном тексте как единомсемантическом целом; 2. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение); 3. Уточнение структуры текста; 4. Установление логических и языковых связей между частями текста; 5. Обучение синтаксически правильному оформлению текста; По истечении 4-го этапа обучающиеся должны уметь: -Самостоятельно составлять краткий и подробный рассказ; -Определять тему текста; -Определять основную мысль текста; -Составлять план; -Устанавливать смысловую зависимость между частями текста; -Пользоваться различными синтаксическими конструкциями; -Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематическогопринципа Планируемое количество занятий: 68 План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ТНР 4 год № Тема занятия 1 2 3 Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структураслова словарь, словообразование, грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) Повествовательное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение. Соотнесение предложений с графическими схемами. Нераспространённое, распространённое предложения. Главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий предложение-словосочетание. Восстановление деформированных предложений. Согласование в роде. Согласование в числе. Согласование в падеже. Словосочетание. Согласование. Работа с деформированными предложениями. Управление. Управление беспредложное. Управление предложное. Словосочетание. Управление. Работа с деформированными предложениями. Примыкание. Примыкание. Постановка вопросов к отдельным словам в предложении. Словосочетание. Примыкание. Работа с деформированными предложениями. Дифференциация видов связи слов в предложении. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Установление смысловых связей между предложениями в составетекста. Организация логопедического обследования (артикуляционнаямоторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структураслова словарь, словообразование, грамматический строй речи, чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) Конструирование текста из предложений. Определение границ предложения. Работа с деформированным текстом, состоящим из нераспространенных предложений. Работа с деформированным текстом, состоящим из распространенных предложений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Текст, часть текста (вступление, заключение, основная часть). Связное речевое высказывание. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Слова с безударными гласными в корне. Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова. Безударные гласные в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные. Правописание предлогов и приставок со словами. Слова – паронимы. Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных. Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений. Сочетания –оро-, -оло-, -еле-, -ере-. Гласные о-а в корнях. Гласные и-е в корнях. Сомнительные согласные в корне слова. Мягкий знак на конце существительных и глаголов. -Ться, -тся в глаголах. Окончания глаголов во множественном числе. Не с глаголами. Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах. Согласование местоимений с предлогами. Непроизносимые согласные в корне слова. Разделительный ъ и ь. Что такое орфографическая задача. Слова-омонимы. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях. Орфограммы в суффиксах. Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структура слова словарь, словообразование, грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 ЭТАП Задачи: Повторение и закрепление изученного в 1-4 классе.Планируемое количество занятий: 68 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 План коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ТНР 5 год Тема занятия Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структураслова словарь, словообразование, грамматический строй речи, чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) Пространственные представления Временные представления Звуки гласные и согласные. Буквы. Слог. Деление слова на слоги. Типы слогов. Слово. Части речи. Предложение. Текст. Ударение. Ударный и безударный слог. Орфоэпические нормы постановки ударения. Перенос слов. Звуко-буквенный анализ слов. Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие зрительного внимания и восприятия. Жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн, нщ, нч, щн. Простые формы звукового анализа. Сложные формы звукового анализа. Слоговой анализ и синтез. Смягчительный ь. Разделительный ь. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структура слова словарь, словообразование, грамматический строй речи,чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) Разделительный Ъ. Различение ь и ъ. Различение гласных первого и второго ряда. Парные по глухости и звонкости согласные. Однокоренные слова Корень слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Основа слова. Разбор слова по составу. Предлоги. Различение предлогов и приставок. Разбор существительного как части речи. Разбор прилагательного как части речи. Разбор глагола как части речи. Местоимение. Числительное. Дифференциация слов разных частей речи. Словоизменение существительных. Словоизменение прилагательных. Словоизменение глаголов. Словоизменение местоимений. Словоизменение числительных. Типы предложений по цели высказывания. Типы предложений по интонации. Типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения. Простые и сложные предложения. Связь слов в предложении. Типы словосочетаний. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 62 63 64 65 66 67 68 Дифференциация видов связи слов в предложении. Типы текста. Различение изученных орфограмм в разных частях слова. Организация логопедического обследования (артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематические процессы) Организация логопедического обследования (слоговая структураслова словарь, словообразование, грамматический строй речи, чтение, письмо: списывание) Организация логопедического обследования (письмо: диктант) Организация логопедического обследования (связная речь, письмо: изложение) 1 1 1 1 1 1 1 26