_РПЛ Развитие речи для обучающихся сТНР 5.1 (1-4)

Структура рабочей программы:
-Планируемые результаты;
- Содержание учебного курса;
- Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» определяется уровнем речевого развития,
степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» выступают:
- сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявленийсобственного уровня культуры;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использоватьдля решения познавательных,
практических и коммуникативных задач;
- сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка,его грамматические категории,
использовать их адекватно ситуации общения;
- сформированность умений анализа текстов;
- сформированность умений работать с разными видами текстов, различая иххарактерные особенности;
- сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида(повествование, описание, рассуждения);
- сформированность умений создавать собственные тексты с опорой наиллюстрации, художественные
произведения, личный опыт и др.
- Принципы и направления реализации программы
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе
комплексного взаимодействияразличных специалистов и родителей (законных представителей).
Сопровождение данной категории обучающихся определяется следующими
принципами:
 Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с
максимальной пользой и в интересах ребенка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу
особенностей развития познавательных процессов обучающихся с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех
участников образовательной деятельности.
 Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до
полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий дляполучения образования обучающимися с ОВЗ.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) обучающихся выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации,

защищать законные права и интересы детей.
 Гуманистический принцип. Опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций
успеха в учении, общении со сверстникамии взрослыми.
 Принцип
педагогической
целесообразности.
Создание
карты
«Индивидуального образовательного маршрута»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, медицинский специалист,
психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др.)

Доступность речевого материала.

Повторяемость речевого материала.
Усвоение языковой системы языка детьми с ТНР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет
необходимость тесной взаимосвязи развития речис развитием познавательных процессов.
Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
Взаимосвязь речи и моторики.
Учет типологии нарушения речи при планировании коррекционно-развивающей
работы.
Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Теоретико-методологической основой сопровождения обучающихся с ОВЗ является
взаимосвязь трех подходов:

нейропсихологического – выявляющего причины, лежащие в основешкольных трудностей;

комплексного – обеспечивающего учет психолого-медико-педагогическихзнаний о ребенке;
междисциплинарного – позволяющего осуществлять совместно-распределеннуюдеятельность специалистов, сопровождающих развитие
ребенка.
Содержание учебного курса
«Развитие речи» является самостоятельным коррекционным курсом, что обусловливает его сложную структурную организацию.
Лексический материал группируется по тематическим концентрам, грамматический
–
по типовым структурам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет использовать
обучающимися языка как средства общения при решении коммуникативных задач.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом»,
«Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе
над словом, над предложением или над связной речью.
Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:
- формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
- обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения
пользоваться различными способами словообразования;
- формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;

уточнение значений слов;
- развитие лексической системности;
- расширение и закрепление связей слова с другими словами;
- обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.
Принципы отбора лексического материала подчинены коммуникативным задачам, что обеспечивает в минимальные сроки
использование обучающимися языка как средства общения. Лексический материал группируется по тематическим концентрам и по
словообразовательным признакам с целью ознакомления со словообразовательными моделями различных частей речи: имен
существительных, глаголов, имен прилагательных. Такой подход к отбору речевого материала обеспечивает формирование у
обучающихся умений выбирать слова на основе соотнесения производящих и производных слов и выделения общности значения в тех
изменениях, которые привносят суффиксы, приставки и флексии. Выделяется для усвоения и группа слов, не имеющих номинативного
значения (предлоги, союзы, междометия), без знания которых обучающиеся не могут овладеть структурой различного типа предложений
и связной речью. Изучаемые лексические средства языка включаются в непосредственное общение, формируют умения творчески
использоватьих в различных видах деятельности, обеспечивая лексическое «наполнение» высказываний.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления
с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.
В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение (денотативный компонент — связь с
конкретными предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом
значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с
дифференциацией слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. —
кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.
По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему,
формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов семантически близких).
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям,
отношениям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи
антонимы и синонимы.
Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих
лексического значения (союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными
способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах.В
процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет
образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение
обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение
слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой.Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При
образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать учащихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами
(на- пример, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (- щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В
дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.
-

Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо создавать на уроках условия для
частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно
включали отработанные слова в спонтанную речь.
На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.
Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер
практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи.
Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в
тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой
формирования структуры предложения.
При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его
изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и
логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Усваиваются языковые
закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками.
Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные
формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и
словообразовательных моделей.
Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения:выделение общего грамматического значения
ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ
флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в
значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и
множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с
морфонологическими изменениями в основе); дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа
настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение
определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от
существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов,
образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются
родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и
выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и
дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных
слов.
Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов
в предложениях.
Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи

путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
предложения.
В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются
морфологические особенности входящих в негослов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических
терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе
демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и
конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений насинтаксическом уровне.
В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием
вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая
графически его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать
умственную деятельность обучающихся.
Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:
- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно- следственные, пространственные, временные
и другие семантические отношения;
формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать язы- ковые средства оформления связного
высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и
письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя.
Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом
психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в
смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного
высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию,
серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения
устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической
последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем
развертывать ее впроцессе порождения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий,
нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых

отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее
анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки;
составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее
вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов,
грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.
В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи
к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем
обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.
Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при
планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии сюжетных
картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по
сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный
рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность
работы: формирование умений составлять текст- повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
В I классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под
руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке
или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям.
Во II классе обучающиеся дают краткие и распространенные ответы на вопросы, составляют диалоги по заданной ситуации.
Знакомятся со структурой текста (начало, основная часть, концовка), озаглавливают небольшие тексты и их части. Работают над изложением.
В III и IV классах продолжается работа по формированию умений развертывать смысловую программу высказывания, точно
использовать лексико-грамматические и выразительные средства его оформления. Формируются умения в работе с письменными
изложениями и сочинениями.
Примерная тематика для развития речи:
I класс: «Наш класс, наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья. Наш дом», «Весна», «Родная страна»,
«Лето».
II класс: «Окружающая природа», «Вспомним лето», «Осень», «Зима», «Весна»,
«Скоро лето».
III класс: «Космос и Земля», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Земля»,
«Вода», «Формы поверхности», «Наш край», «Человек и общество», «Устное народноетворчество».
IV класс: «Единство человека и природы», «Организм человека, охрана егоздоровья», «Восприятие окружающего мира», «Человек
и история», «Российская история»,
«Древняя Русь», «Московское царство», «Российская империя», «Российское государство»,

«Как мы понимаем друг друга».
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над
связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над
словом, над предложением или над связной речью.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет в 1 классе – групповое занятие -35-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут; во 2-4
классах – групповое занятие -40-45 минут, индивидуальное – 20-25 минут. Работа организуется в форме групповых занятий. При проведении
работы в форме групповых занятий используются фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности
детей.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Первый год обучения – предусматривает 33 занятия (часа). Второй год обучения - предусматривает 34
занятия (часа). Третий год обучения - предусматривает 34 занятия (часа). Четвертый год обучения предусматривает 34 занятия (часа).
Полный курс коррекционно-развивающего обучения за 4 года предполагает 135 занятий(часов).
1 класс
Работа над словом.
Слово. Лексическое значение слова. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова- действия. Различение в речи слов предметов, признаков,
действий в рассказе «Наш класс». Слова-«родственники». Слова-«друзья» и слова – «неприятели». Различение в речи слов- родственников,
слов-друзей и слов-неприятелей.
Работа над предложением.
Составление простого предложения по схеме. Работа над связной речью.
Понятие о тексте. Тема текста. Общее понятие о тексте. Заглавие текста. Планирование содержания связного высказывания.
Составление рассказа по теме «Зима» по сюжетным картинкам. Составление устного диалога на тему «Моя семья». Творческий пересказ.
Пересказ по опорным словам. Составление рассказа с опорой на картину по теме
«Весна». Деление сплошного текста на предложения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Пересказ с опорой на
картину «Родная страна». Составление рассказа- описания по картинке по теме: «Моя любимая игрушка». Пересказ по сюжетным картинкам.
Пересказ по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по началу по теме: «Лето». Составление высказывания по личным
впечатлениям по теме «Почему я люблю свой город».
Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте.
Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по
заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление
деформированного текста.
Планируемое количество занятий: 33

2 класс
Работа над словом.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные
средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса
значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение
использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.Работа над предложением.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое
предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова.
Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Работа над связной речью.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять
планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки
связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данномуначалу и опорным словам, по наблюдениям.
Планируемое количество занятий: 34
3 класс
Слова, обозначающие предмет
Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Слова,
обозначающие один и много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Существительные
мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большие и маленькие предметы.
Сравнение двух предметов. Предмет и его части.
Слова, обозначающие действие предмета
Слова, обозначающие действие предмета. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с различными
приставками. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих действия, по родам. Подбор словдействий к слова-предметам. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов.
Слова, обозначающие признак предмета
Слова, обозначающие признак предмета. Выделение ведущих признаков предмета. Образование относительных прилагательных.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор

прилагательных, близких по значению. Проверочный диктант по теме « слова, обозначающие предметы, действия, признаки».
Предложение
Предложение и слово. Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений с
употреблением различных падежей. Деформированное предложение. Дополнение предложений по вопросам. Интонационная законченность
предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Использование предлогов в
речи. Предлоги в предложении. Сложные предложения.
Количество занятий – 34
4 класс
Предложение
Предложение и слово. Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений с
употреблением различных падежей. Деформированное предложение. Дополнение предложений по вопросам. Интонационная законченность
предложений. Повествовательные,вопросительные,восклицательныепредложения. Предлоги в предложении. Сложные предложения.
Текст
Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Пересказ
текста по плану. Составление текста из данных предложений. Выборочное выписывание из текста по заданию. Составление рассказа по серии
сюжетных картин. Составление рассказа по сюжетной картине. Итоговая проверочная работа.
Планируемое количество занятий: 34

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
1 год
Тема занятия
Речь. Для чего она нужна?
Слово, его значение.
Слова-предметы.
Слова-признаки.
Слова-действия.
Различение в речи слов предметов, признаков, действий в рассказе «Наш класс».
Слова-друзья.
Слова-неприятели.
Слова-родственники.
Различение в речи слов-родственников, слов-друзей и слов-неприятелей.
Предложение.
Дифференциация понятий «слово», «предложение» в рассказе «Осень».
Составление предложений на заданную тему по опорным словам по теме
«Наш дом».
Связь слов в предложении.
Моделирование предложений.
Составление простого предложения по схеме.
Общее понятие о тексте.
Тема текста.
Заглавие текста.
Планирование содержания связного высказывания.
Составление рассказа по теме «Зима» по сюжетным картинкам.
Составление устного диалога на тему «Моя семья».
Творческий пересказ.
Пересказ по опорным словам.
Составление рассказа с опорой на картину по теме «Весна»
Деление сплошного текста на предложения.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ с опорой на картину «Родная страна».
Составление рассказа-описания по картинке по теме: «Моя любимая игрушка».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
31
32
33

Пересказ по сюжетным картинкам.
Пересказ по серии сюжетных картинок
Составление рассказа по началу по теме: «Лето».
Составление высказывания по личным впечатлениям по теме «Почему я
люблю свой город».
Всего:

1
1
1
1
33 ч

2 год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема занятия
Устная и письменная речь.
Определение лексического значения слов-предметов, признаков,действий.
Слова с похожим значением.
Слова с противоположным значением.
Различение слов с похожим и противоположным значением.
Уточнение значения родственных слов.
Установление связи слов в словосочетании и предложении.
Предложение и словосочетание. Их отличие.
Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи по теме «Осень».
Составление предложений- кратких ответов на вопросы к тексту.
Составление предложений –полных ответов на вопросы к тексту.
Признаки текста: тема, основная мысль, заголовок.
Установление временных связей в высказывании.
Установление пространственных связей в высказывании.
Составление диалога.
Составление монолога.
Абзац. Связь предложений в тексте «Зима».
Части текста. Пересказ по опорным словам.
Деление текста на части.
План текста. Составление плана текста с обозначенными частями.
Сочинение рассказа по началу.
Виды плана. Составление планов разных видов.
Составление рассказа по теме «Весна» с опорой на слова.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Сочинение рассказа по концу.
Анализ текста. Редактирование текста-описания «Синица».
Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью
текста. Дифференциация правильного и деформированного текста.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному
плану «Почему нашего щенка назвали Шариком».
Сочинение рассказа по сюжетной картине «Скоро лето».
Повторы в тексте, пути их устранения, выбор местоимения.
Работа с деформированным текстом. Грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
Изложение-повествование по памяти «Легенда о Каменном Поясе».
Сочинение - сравнительное описание «Уж и гадюка»
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч

3 год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Имена существительные. Лексика.
Имена прилагательные. Лексика.
Глаголы. Глагольная лексика.
Предлоги. «Космос и Земля»
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.
Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте.
Многозначные слова.
Переносное значение слов.
Образные слова и выражения. Загадки.
Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
Использование в речи однокоренных слов. Изложение «Корень слова».
Сочинение «Наш край»
Типы словосочетаний. Согласование. «Земля и другие небесные тела»
Типы словосочетаний. Управление. «Воздух .Земля. Вода».
Типы словосочетаний. Примыкание. «Формы поверхности».
Диалогическая письменная речь.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Монологическая письменная речь. «Записка»
Выделение признаков связного текста. Составление рассказа по началу.
Структура текста. Составление рассказа по концу.
Озаглавливание текста и его частей. «Устное народное творчество».
Составление плана текста. «Верхом на «языке»
Текст – повествование. «Лиса и козел»
Текст – описание. «Что хранили в старину в глиняных кубышках?»
Текст – рассуждение. «Клесты»
Определение главного и второстепенного в тексте. «Человек и общество».
Установление причинно-следственных связей. Текст «Как добывают асбест?»
Изложение по литературному произведению. «Друг детства» (по В. Драгунскому)
Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна»
Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по
обобщенным вопросам, опорным словам. «Кто хитрее?»
Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет Пушкина».
Сочинение по личному опыту. Как написать письмо.
Изложение- описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным
словам. «Гнездо камышевки»
Творческое редактирование текста. «Верный друг»
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч

4 год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема занятия
Употребление синонимов разных частей речи.
Употребление антонимов разных частей речи.
Употребление местоимений для обозначения действующего лица. «Единство человека и природы».
Использование связующих слов типа: а, но, вот, поэтому, сначала,
потом, наконец. «Как мы понимаем друг друга»
Междометия.
Союзы. «Организм человека, охрана его здоровья».
Морфологические признаки имени существительного и их влияние на связную речь.
Морфологические признаки имени прилагательного и их влияние на связную речь.
Морфологические признаки глагола и их влияние на связную речь.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных
и вопросительных предложений. «Восприятие окружающего мира»
Понимание и употребление в речи распространенных и нераспространенных предложений. «Российская история»
Изложение с элементами описания и рассуждения на основе
зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. «Родина»
Пословицы. Поговорки.
Сочинение по пословице.
Понимание и употребление в речи предложений с обращением.
Понимание и употребление в речи предложений с однородными членами предложения. «Древняя Русь»
Сочинение сказки по готовому началу.
Понимание и употребление в речи предложений с обобщающими словами. «Московское царство».
Понимание и употребление в речи предложений с прямой речью.
Понимание и употребление в речи предложений со сравнительным оборотом.
Понимание и употребление в речи сложных предложений. Изложение по теме «Байкал».
Коллективное сочинение – повествование по серии картинок,
опорным словам. «Как я услышал ежиную песню»
Составление плана текста-описания (действий) «Письмо»
Составление плана текста-повествования. «Колыбельная для брата».
Размышления «Почемучек». Составление плана текста-рассуждения «Карта и компас».
Творческие текстовые упражнения. «Российская империя»
Составление картинно-графического плана к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший пруд».
Драматическая импровизация по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».
Определение смысловой последовательности текста и его частей. «Река Чусовая».
Коллективное сочинение-повествование по картине К.Ф.Юона
«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года».
Установление логической последовательности при составлениесочинения на историческую тему. Анализ и
редактирование сочинений. «Российское государство»
Анализ художественного произведения «Кто живет в пустыне» (по
Н.Сладкову)
Составление отзыва о произведениях художественной литературы на
примере сказки-повести Р.Киплинга «Маугли».
Сочинение-рассуждение по личному опыту «Мое любимое занятие»
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».