Адаптированная рабочая программа поизобразительному искусству 6-7 классы (ТНР)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР 5.1, ТНР 5.2)
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
6 - 7 класс

Екатеринбург, 2022

Структура рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общая характеристика планируемых результатов освоения адаптированной программы
основного общего образования обучающихся с ТНР соответствует ООП ООО МАОУ
СОШ № 96
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;

• формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования
Выпускник научится:
-называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
различие временных и пространственных видов искусства;
-классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

-объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
-создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
-изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических
фигур, соблюдая их пропорции;
-создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
-строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
-характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
-передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции
натюрморта;
-творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
-выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
-рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
-применять перспективу в практической творческой работе;
-навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
-навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
-видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
-навыкам создания пейзажных зарисовок;
-различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
-пользоваться правилами работы на пленэре;
-использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
-осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
-навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
-различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
-определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
-различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
-различать и характеризовать виды портрета;
-понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
-пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по

памяти;
-видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
-использовать графические материалы в работе над портретом;
-использовать образные возможности освещения в портрете;
-пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
-называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
-навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
-навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
-навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
-рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
-характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
-объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
-узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
-перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;
-характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
-узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
-характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
-рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
-называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
Т-ворческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
-творческому опыту по разработке художественного проекта - разработки композиции на
историческую тему;
-творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
-представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их
мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
-называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские
темы;
-узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на
библейские темы;
-характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
-рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
-описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
-творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию
или историческому герою;
-анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
-культуре зрительского восприятия;

-характеризовать временные и пространственные искусства;
-понимать разницу между реальностью и художественным образом;
-представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг.
И.Я. Билибин. В. А. Милашевский. В. А. Фаворский;
-опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
-собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
-представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
-опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
-систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
-распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
-понимать сочетание различных объемов в здании;
-понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
-иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
-понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
-различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
-характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
-понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов
при взгляде на них сверху;
-осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка-вертикаль, круг цилиндр, шар и т. д.;
-применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
-применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
-создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
-получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;
-приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
-характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
-понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII- XIX веков;
-называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
-понимать основы краткой истории костюма;
-характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
-применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании
букета по принципам икебаны;
-использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно - ландшафтных объектов;
-отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
-использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
-узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.
Фрески. Мозаики;

-различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
-различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение
иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни
Руси;
-узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
-характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрована-Рву;
-раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
-работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
-различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами
и др.;
-работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
-сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
-рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
-ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;
-использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве
и архитектуре XVIII - XIX веков;
-выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
-характеризовать признаки и особенности московского барокко;
-создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
-активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
-владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
-понимать специфику изображения в полиграфии;
-различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
-различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное, фотографическое);
-проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
-создавать художественную композицию макета книги, журнала;
-называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
-называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII - XIX веков;
-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
-называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять
их произведения живописи;
-называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять

произведения пейзажной живописи;
-понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
-активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
-определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры
модерна;
-использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты
из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и
определять памятники монументальной скульптуры;
-создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
-узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве
и время их развития в истории культуры;
-осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
-применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания композиции
на определенную тему;
-понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.
Авангард. Сюрреализм;
-характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами
и др.;
-работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
-использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
-характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
-получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев
мира;
-использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией;
-понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
-понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
-называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
-различать особенности художественной фотографии;
-различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.);
-понимать изобразительную природу экранных искусств;
-характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-различать понятия: игровой и документальный фильм;
-называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
-понимать основы искусства телевидения;
-понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
-применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
-применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого
единства со сценографией спектакля;

-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор
объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
-применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
-понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
-применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
-применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
-применять
сценарно-режиссерские
навыки
при
построении
текстового
и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского
искусства фильмы мастеров кино;
-использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
-реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания
видео-этюда.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные
искусства.
Художественные
материалы.
Жанры
в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок - основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрмо рте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников - импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В. А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории
искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись XIX века (А. А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников

объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В. А. Милашевский, В.А.
Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в
современных предметах декоративно -прикладного искусства. Стилизация изображения
животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно - пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX
веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI -XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
№
урока
в
разделе

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема урока

1. Виды изобразительного искусства и основы образного
языка (8 часов)
Изобразительное
искусство.
Семья
пространственных
искусств.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4
5.
6
7.
8
9.
10.
11.
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
3. Вглядываясь в человека. Портрет (12 часов)
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные
пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
4. Человек и пространство. Пейзаж (7 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35

7 класс
«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
№
урока
в
разделе
1.
2.

3.
4.
5.
6.

Тема урока

1.Художник – дизайн - архитектура (8 часов)
Искусство композиции – основа дизайна и
архитектуры.
Основы
композиции
в
конструктивных
искусствах.
Гармония,
контраст
и
выразительность плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

Количество
часов

1
1

1
1
1
1

7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне.
Многообразие форм графического дизайна.
2.В мире вещей и зданий (8 часов)
Художественный язык конструктивных искусств.
Объект и пространство. От плоского изображения к объемному
макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов
и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в
формотворчестве.
3.Город и человек (12 часов)
Город сквозь времена и страны. Образы материальной
культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной
архитектуры и дизайна.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной
архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной
среды интерьера
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной
среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства.
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его
осуществление.
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его
осуществление.
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов)
Мой дом — мой образ жизни. Функциональноархитектурная планировка своего дома.
Интерьер, который мы создаѐм.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.
Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Моделируя себя — моделируешь мир
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».