АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР 5.1, ТНР 5.2)
по учебному предмету «Родная (русская) литература»
6 - 9 класс
Екатеринбург, 2022
Структура рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Общая характеристика планируемых результатов освоения адаптированной программы
основного общего образования обучающихся с ТНР соответствует ООП ООО МАОУ СОШ
№ 96
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской
культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета « Родная литература (русская)
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских
писателей, наиболее ярко воплотившие национальную
специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных
произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному
предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не
только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного
канона, но и авторов, составляющих
«круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки новыми для
школьной практики произведениями.
1.
В программу учебного предмета «Родная литература (русская)»
вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в
своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более
близких и понятных современному школьнику, чем классика.
2. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес –
берёза).
3. Внутри проблемно-тематических блоков произведенийвыделяются
отдельные подтемы, связанные с национально-культурнойспецификой русских
традиций, быта и нравов (например: праздникирусского мира, Масленица, блины и т.
п.).
4. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материалепоказать, как важные
для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на
протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа,
доброта, милосердие).
5. В отдельные тематические блоки программы вводятсялитературные
произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений
образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки,
кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в
русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной
русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):
• «Россия – родина моя»;
• «Русские традиции»;
• «Русский характер – русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает
обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национальноспецифического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например:
поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе
народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России.
В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего произведения
наиболее крупных национальных писателей, внёсших значительный вклад в развитие
мировой художественной литературы и писавших как на русском, так и на родном языке.
Так, при изучении подраздела «Преданья старины глубокой» в 5-м и 6-м классах
естественным будет обращение к национальному фольклору: пословицам, поговоркам,
сказкам, героическому эпосу народов России и мира. Подраздел
«Родные просторы» может быть удачно дополнен сопоставлением изучаемых произведений
русской литературы с поэзией татарского поэта Габдуллы Тукая, балкарского поэта Кайсына
Кулиева и других авторов, писавших о своём крае. В ряду произведений о сибирском крае
органична поэзия хакасского автора Михаила Кильчичакова. Подраздел «Тепло родного
дома» может изучаться, например, в контексте творчества осетинского автора Коста
Хетагурова. Почти у каждого народа есть произведения о родном языке, но небывалых
высот достигла в этом поэзия дагестанского писателя Расула Гамзатова, писавшего на
аварском языке.
Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из разных
регионов многонациональной России, в том числе молодых современных авторов, если их
творчество посвящено родному краю, является «визитной карточкой» литературы региона.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие программы по
своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
Содержание учебного предмета
Первый год обучения. 5 класс
•
формирование умения выделять проблематику русских народных и
литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами
России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
•
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;
•
формирование
начальных
представлений
о
русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка
и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения; формирование начальных представлений о проектно- исследовательской
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
•
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных
сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном
идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать
связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых
для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
русской масленице, о родном крае и русском доме;
•
развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах
и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об
оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах
в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения
простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
•
развитие умения выделять проблематику и
своеобразие
русских
народных
песен
(исторических
и
понимать эстетическое
лирических),
выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
•
развитие представлений о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской
души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности
русского языка и родной речи;
•
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии
и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате
сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
•
развитие умения выделять проблематику и
понимать эстетическое
своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстведуш русских людей;
•
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях
о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;
•
развитие умений давать смысловой
и
идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы
с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
•
развитие умения выделять проблематику и
понимать эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых
для
русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об
августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
•
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях
о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского
Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
•
единстве
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в
формы
ассоциаций,
и
давать
содержания,
устанавливать
самостоятельный
смысловой
поле
собственных
читательских
и идейно-эстетический
анализ
художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные
тексты
интерпретирующего
характера
в
различных
форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в
других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения различными способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Первый год обучения (17 ч) 5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения (17 ч)6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы изкниги «Поморские были
и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В.
А.
Рождественский.
«Русская
природа». К.
Г.
Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев.
«Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».А. А. Фет.
«Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев.
«Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с нимпознакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Третий год обучения (17 ч)7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветрыбуйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков.
«Я ли в поле да не травушка была…»А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».Тепло
родного дома (4 ч) Русские
мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «ГеоргийПобедоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения (17 ч)8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.С. Н. Марков.
«Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой.
«Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»М.А. Кузмин.
«Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в
Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горестарого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана Язык
поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Пятый год обучения (17 ч)9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народнаяпесня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин.
«Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.
А.
Ахматова.
«Стихи
о
Петербурге»
(«Вновь
Исакий
облаченьи…»).
Д.
С.
Самойлов.
«Над
Невой»
(«Весь
город
в
разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
плавных
в
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения (5 класс)
Блок
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Русские народные и литературные
Преданья старины глубокой сказки:
«Лиса и медведь» (русская народная
сказка)
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»
Города земли русской
Родные просторы
Количество
часов
Тема
Москва в произведениях русских
писателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегах
Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной
площади»
Русский лес:
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес»
6
2
2
2
А. В. Кольцов. «Лес»
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без
перерыва…»
В. А. Рождественский. «Берёза»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Рождество:
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»
(фрагмент)
Праздники русского мира
В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»
А. И. Куприн. «Бедный принц»
И. А. Ильин. «Рождественское письмо»
Семейные ценности:
И. А. Крылов. «Дерево»
Тепло родного дома
И. А. Бунин. «Снежный бык»
В. И. Белов «Скворцы»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Отечественная война 1812 года:
Родина
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь» Д.
В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Чувства добрые:
К. Г. Паустовский. «Похождения жуканосорога» (солдатская сказка)
Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»
Школьные контрольные:
К. И. Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагменты)
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»
Родной язык, родная речь:
И. А. Бунин. «Слово»
В. Г. Гордейчев. «Родная речь»
5
3
2
6
1
2
2
1
Второй год обучения (6 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские былины - богатыри и
богатырство:
Былина «Илья Муромец и Святогор»
Преданья старины глубокой Былинные сюжеты и герои в русской
литературе:
И. А. Бунин. «Святогор и Илья»
М. М. Пришвин. «Певец былин»
6
2
Города земли русской
Русский Север - Архангельск в русской
литературе:
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из
книги «Ледяна колокольня)
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»)
2
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме:
И. С. Никитин. «Встреча Зимы»
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег»
По мотивам русских сказок о зиме:
Е. Л. Шварц. «Два брата»
2
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица:
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
тел…»
Праздники русского мира
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»
А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю:
В. А. Рождественский. «Русская природа»
Тепло родного дома
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
5
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Оборона Севастополя:
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Не до ордена – была бы
Севастополе»
Родина
А. А. Фет. «Севастопольское братское
кладбище»
Рюрик Ивнев. «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими руками:
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни
учила…»
Загадки русской души
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» В.
П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
Реальность и мечты:
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился»,
О ваших ровесниках
«Кирпичные острова»)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент)
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке:
6
2
3
1
2
2
1
К. Д. Бальмонт. «Русский язык»
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не
русский…»
Третий год обучения (7 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни (исторические и
лирические):
«На заре то было, братцы, на утренней…»,
«Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в
Преданья старины глубокой русской литературе:
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит
приветом…»
Сибирский край:
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
Города земли русской
«Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
Русское поле:
И. С. Никитин. «Поле»
Родные просторы
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из
повести)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Праздники русского мира
Пасху»
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Тепло родного дома
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
На Первой мировой войне:
Не до ордена – была бы
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»
Родина
6
2
2
2
5
3
2
6
2
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость
прекрасная…», «Георгий
Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская:
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы:
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Вс. Рождественский. «В родной поэзии
совсем не старовер…»
1
2
1
Четвертый год обучения (8 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
Преданья старины глубокой О. А. Ильина. «Во время грозного и
злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
(главы из романа)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…»
Города земли русской
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Родные просторы
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той
поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил»
6
2
2
2
(фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро,
Праздники русского мира
утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль
высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»
Тепло родного дома
(главы из повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
«Радость жизни»
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Дети на войне:
Родина
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
5
2
3
6
1
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
2
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы)
2
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(главы)
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
1
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет»
Пятый год обучения (9 класс)
Блок
Количество
часов
Тема
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две
Преданья старины глубокой грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)
6
2
А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент)
М. И. Цветаева. «Генералам
двенадцатого года»
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (фрагмент)
Петербург в русской литературе:
А. С. Пушкин. «Город пышный, город
бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские
строфы»
Города земли русской
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)
Степь раздольная:
«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…» (русская народная
Родные просторы
песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Августовские Спасы:
К. Д. Бальмонт. «Первый спас»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья
Праздники русского мира
яблок»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Родительский дом:
А. П. Платонов. «На заре туманной
юности» (главы)
Тепло родного дома
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»)
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война:
Н. П. Майоров. «Мы»
Не до ордена – была бы
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель,
Родина
фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
2
2
5
2
3
6
1
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Судьбы русских эмигрантов:
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
2
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством:
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»
2
(фрагмент)
«Припадаю к великой реке…»:
И. А. Бродский. «Мой народ»
1
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо,
Господи!..»