Структура рабочей программы: - планируемые результаты освоения учебного предмета; - содержание учебного предмета; -тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем: Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ТНР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Результаты освоения АООП НОО должны отражать: Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты. 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях. К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации); • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов); • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов); понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; — для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: — для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; — для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: — для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; — для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: -удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения; -осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; -различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста; -осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; -высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; -составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: • осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию; • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: -работать с тематическим каталогом; -работать с детской периодикой; -самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений. Выпускник получит возможность научиться: -воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; -находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет); -сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); -определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: -вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета; -создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; -работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение. • Содержание учебного предмета, курса Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы 2 класс № Раздел /Тема урока Кол-во часов Раздел 1: Введение. (1 ч) 1 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Знакомство с учебником. Книга великое чудо. Раздел 2: Самое великое чудо на свете. (4 ч) Самое великое чудо. В.Ч. "Книги, прочитанные летом". Библиотеки. Проект "О чём может рассказать школьная библиотека". Старинные и современные книги. Р. Сеф. "Читателю". Раздел 3: Устное народное творчество. (15 ч) Устное народное творчество. Русские народные песни. Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Считалки, небылицы- малые жанры устного народного творчества. Загадки, пословицы, поговорки-малые жанры устного народного творчества. Ю. Мориц "Сказка по лесу идет…». Русская народная сказка "Петушок и бобовое зернышко". Русская народная сказка "У страха глаза велики". Русская народная сказка "Лиса и тетерев". Русская народная сказка "Лиса и журавль". Русская народная сказка "Каша из топора". Русская народная сказка "Гуси-лебеди". Викторина по сказкам русского народа. В.Ч. "Русские народные сказки". Проверим себя и свои достижения по разделу "Устное народное творчество". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3,4,5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Презентация проекта "О чём может рассказать школьная библиотека". Раздел 4: Люблю природу русскую. Осень. (8 ч) Люблю природу русскую. Осенние загадки. Ф.Тютчев Есть в осени первоначальной..." К.Бальмонт "Поспевает брусника...", А.Плещеев "Осень наступила...". А.Фет "Ласточки пропали..." "Осенние листья "-тема для поэтов. В.Берестов. "Хитрые грибы". Статья "Грибы". М.Пришвин "Осеннее утро", И.Бунин "Сегодня так светло кругом..." Проверим себя и свои достижения по разделу "Люблю природу русскую. Осень" В.Ч. "Стихи русских поэтов об осени" Раздел 5: Русские писатели. (13 ч) А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя...", "Зима! Крестьянин торжествуя...". А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке." Обобщение по сказкам А.С.Пушкина. И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука". Русская родная литература. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей". И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей". Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек". Л. Н. Толстой" Филипок". Л. Н. Толстой " Филипок". Л. Н. Толстой "Котенок", "Правда всего дороже". Разноцветные страницы. Стихи И.Токмаковой и Ю. Могутина. Проверим себя и свои достижения по разделу "Русские писатели". В.Ч. "Рассказы Л. Н. Толстого". Раздел 6: О братьях наших меньших. (10 ч) О братьях наших меньших. Н. Сладков "Они и мы". А. Шибаев "Кто кем становится?" Б. Заходер "Плачет киска в коридоре...", И. Пивоварова "Жила- была собака..." В,Берестов "Кошкин щенок". М.Пришвин "Ребята и утята". Е.Чарушин "Страшный рассказ". Б.Житков "Храбрый утенок". В,Бианки "Музыкант". В.Бианки "Сова". Обобщение по теме"О братьях наших меньших". Разноцветные картинки. Проверим себя и свои достижения по разделу"О братьях наших меньших". В.Ч. "Книги о животных". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,11 12 Раздел 7: Из детских журналов. (9 ч) Знакомство с детскими журналами. В.Ч. "Мои любимые журналы". Д. Хармс. "Игра ". Д. Хармс. "Вы знаете?". Д.Хармс. "Вы знаете?". Д.Хармс, С. Маршак "Веселые чижи". Д.Хармс "Что это было", Н.Гернер, Д.Хармс "Очень-очень вкусный пирог",Ю.Владимиров "Чудаки". А. Введенский. "Ученый Петя". Проект "Мой любимый журнал" А. Введенский. "Лошадка". Проект "Мой любимый журнал" А. Введенский. "Лошадка". Разноцветные картинки (Внеклассное чтение). Проверим себя и свои достижения по разделу "Из детских журналов". Тест 2. Раздел 8: Люблю природу русскую. (8 ч) Зима. Зимние загадки. И.А.Бунин "Зимним холодом пахнуло...". К.Д.Бальмонт "Светло -пушистая...". Я.Л.Аким "Утром кот принес на лапках...". Ф.И.Тютчев "Чародейкою зимою...". С.А.Есенин "Поет зима аукает…", "Береза". Русская народная сказка "Два Мороза". С.В.Михалков "Новогодняя быль". А.Л.Барто "Дело было в январе...". С.Д.Дрожжин "Улицей гуляет...". Разноцветные картинки. Обобщающий урок по теме "Люблю природу русскую! Зима". Проверим себя и свои достижения по разделу "Люблю природу русскую! Зима." Раздел 9: Писатели детям. (13 ч) Писатели детям. К.И.Чуковский "Путаница". К.И.Чуковский "Радость". К.И.Чуковский "Федорино горе ". С.Я.Маршак "Кот и лодыри". С.В.Михалков "Мой секрет", "Сила воли". С.В.Михалков "Мой щенок". А.Л.Барто"Веревочка". А.Л.Барто"Вовка -добрая душа". А.Л.Барто "Мы не заметили жука...","В школу". Н.Н.Носов "Затейники". Н.Н.Носов "Живая шляпа". Н.Н.Носов "На горке". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 13 1 2 3 4,5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Н.Н.Носов «На горке». Разноцветные картинки. В.Ч. "Что такое хорошо и что такое плохо". Проверим себя и свои достижения по разделу "Писатели детям". Раздел 10: Я и мои друзья. (8 ч) Я и мои друзья. В.Берестов "За игрой ". Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду". В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", В. Лунин "Я и Вовка". Н.Булгаков "Анна, не грусти!". Ю.Ермолаев "Два пирожных". В.Осеева "Волшебное слово". В.Осеева "Хорошее". В.Осеева "Почему?". Разноцветные картинки (Внеклассное чтение). Проверим себя и свои достижения по разделу "Я и мои друзья". Раздел 11: Люблю природу русскую! Весна. (7 ч) Люблю природу русскую! Весенние загадки. Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..." "Весенние воды". А.Н.Плещеев "Весна", "Сельская песенка". А.А.Блок "На лугу" С.Я.Маршак "Снег теперь уже не тот...". Русская родная литература. И.А.Бунин "Матери". А.Н.Плещеев" В бурю". Е.А.Благинина "Посидим в тишине". Э.Э.Мошковская "Я маму мою обидел...". С.Васильев "Белая береза" Проект газет к 9 мая. Проверим себя и свои достижения по разделу "Люблю природу русскую. Весна." Раздел 12: И в шутку и всерьез. (9 ч) И в шутку и всерьёз. Б. Заходер "Товарищам детям", "Что красивее всего?" Б.В.Заходер "Песенки Винни-Пуха" Э.Н.Успенскийс "Чебурашка". Э.Н.Успенскийс "Чебурашка". Э.Н.Успенский "Если был бы я девчонкой..." Э,Н,Успенский "Над нашей квартирой...", "Память". В.Берестов "Знакомый ", "Путешественники", "Кисточка". И.П.Токмакова "Плим", "В чудной стране" Г. Остер "Будем знакомы". Г. Остер "Будем знакомы" В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным". В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным" Разноцветные картинки В.Ч. "Стихи и сказки Б. Заходера". Проверим себя и оценим и свои достижения по разделу "И в шутку и всерьез" Раздел 13: Литература зарубежных стран. (10 ч) Литература зарубежных стран 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Американские и английские народные песенки. "Бульдог по кличке Дог", "Перчатки", "Храбрецы". Французская "Сюзон и мотылек" и немецкая "Знают мамы, знают дети" народные песенки. Ш. Перро "Кот в сапогах". Ш. Перро "Кот в сапогах". Ш.Перро "Красная шапочка" Г.Х.Андерсен "Принцесса на горошине" Э.Хогарт "Марфин и паук". Э.Хогарт "Марфин и паук". Внеклассное чтение. Проект "Мой любимый писатель-сказочник" Проверим себя и свои достижения по разделу "Литература зарубежных стран" КВН "Цветик-семицветик" Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 115 ч 3 класс № 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Раздел /Тема урока Раздел 1: Самое великое чудо на свете. (5 ч) Знакомство с учебником по литературному чтению. Содержание учебника. Словарь Книги, прочитанные летом Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров Проверим себя. Оценка достижений Раздел 2: Устное народное творчество. (13 ч) Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк". Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк". Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк". Русская народная сказка "Сивка-бурка". Русская народная сказка "Сивка-бурка". Русская народная сказка "Сивка-бурка". Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наши проекты "Сочиняем волшебную сказку". Проверим себя. Оценка достижений. Раздел 3: Поэтическая тетрадь №1. (10 ч) Научно-популярная статья "Как научиться читать стихи" Я. Смоленского. Русские поэты XIX-XX вв. Ф.Тютчев "Весенняя гроза", "Листья". Сочинение-миниатюра "О чем расскажут листья". .А.Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...". А. Фет "Зреет рожь над жаркой нивой...". И. Никитин "Полно, степь моя...". И. Никитин "Встреча зимы". И. Суриков "Детство". И. Суриков "Зима". Проверим себя. Оценка достижений Раздел 4: Великие русские писатели. (19 ч) А.С.Пушкин. Биография поэта. А.С.Пушкин. Лирические произведения. А.С.Пушкин "Зимнее утро." А.С.Пушкин "Зимний вечер." А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане,о сыне его славном..". А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...". И. А. Крылов. Биография И.А.Крылов "Мартышка и очки". И.А.Крылов "Зеркало и обезьяна", "Ворона и лисица". М.Ю. Лермонтов. Биография М.Ю.Лермонтов "Горные Вершины", "На севере диком". М.Ю.Лермонтов "Утес". М.Ю.Лермонтов "Осень". Детство Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой "Акула". Л.Н.Толстой "Прыжок". Л.Н.Толстой "Лев и собачка". Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве" Л.Н.Толстой "Куда девается вода из моря?" Проверим себя. Оценка достижений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 1 2 3 Раздел 5: Поэтическая тетрадь №2. (8 ч) Н.А.Некрасов "Славная осень!.." 1 Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..." 1 Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". 1 Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". 1 К. Д. Бальмонт "Золотое слово". 1 И.А.Бунин "Детство". 1 И. А. Бунин "Полевые цветы", "Густой зеленый ельник у дороги..." 1 Проверим и оценим свои достижения по разделу " Поэтическая тетрадь №2". 1 Раздел 6: Литературные сказки. (10 ч) Д.Н.Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"(присказка). 1 Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца..." 1 Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши..." 1 В.М.Гаршин "Лягушка -Путешественница" 1 В.М.Гаршин "Лягушка -Путешественница." 1 В.М.Гаршин "Лягушка -Путешественница." 1 В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович." 1 В.Ф.Одоевский"Мороз Иванович". 1 В.Ф.Одоевский"Мороз Иванович". 1 Проверим и оценим свои достижения по разделу " Литературные сказки" В.Ч. "Нравственный смысл литературных 1 сказок" Раздел 7: Были-небылицы. (6 ч) М.Горький "Случай с Евсейкой". 1 М.Горький "Случай с Евсейкой." 1 К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей". 1 К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей". 1 А.И.Куприн "Слон". 1 А.И. Куприн "Слон". Проверим и оценим свои достижения по разделу " Были-небылицы". 1 Раздел 8: Поэтическая тетрадь №3. (3 ч) Саша Черный "Что ты тискаешь утенка" Саша Черный "Воробей", " Слон". 1 А.А.Блок"Ветхая избушка" А.А.Блок" Сны", "Ворона". 1 С.А.Есенин "Черемуха" Проверим и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь 1". 1 Раздел 9: Люби живое. (14 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 М.М.Пришвин "Моя Родина"(из воспоминаний). И.Соколов -Микитов "Листопадничек". И.Соколов -Микитов "Листопадничек.". В.И.Белов "Малька провинилась ". В.И.Белов "Еще раз про Мальку". В.В.Бианки "Мышонок Пик". В.В.Бианки "Мышонок Пик". В.В. Бианки "Мышонок Пик". Б.С.Житков "Про обезьянку". Б.С.Житков "Про Обезьянку". Б.С.Житков "Про обезьянку". В.П.Астафьев "Капалуха". В Ю.Драгунский "Он живой и светится". Проверим и оценим свои достижения по разделу " Люби живое" В.Ч. Рассказы о животных. Раздел 10: Собирай по ягодке- наберешь кузовок. (12 ч) Б.В.Щергин "Собирай по ягодке-наберешь кузовок". А.П.Платонов "Цветок на земле". А.П.Платонов "Цветок на земле". А.П.Платонов "Еще мама". А. П. Платонов "Еще мама". М.Зощенко "Золотые слова". М.Зощенко "Золотые слова. М.М.Зощенко"Великие путешественники". М.М.Зощенко"Великие путешественники". Н.Н.Носов "Федина задача". Н.Н.Носов "Телефон". Проверим и оценим свои достижения по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок". Раздел 11: По страницам детских журналов "Мурзилка", "Веселые картинки". (8 ч) Читательская конференция "По страницам детских журналов". Л. Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой". Ю.И.Ермолаев "Проговорился". Ю. И. Ермолаев "Воспитатели". Г.Б.Остер "Вредные советы". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Г.Б.Остер "Как получаются легенды". Р.Сеф "Веселые стихи". Обобщение по разделу. Проверим и оценим свои достижения по разделу " По страницам детских журналов". Раздел 12: Зарубежная литература. (7 ч) Мифы Древней Греции. Древнегреческий миф "Храбрый Персей". Мифы Древней Греции. Древнегреческий миф "Храбрый Персей". Древнегреческий миф "Храбрый Персей". Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок". Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок". Проверим и оценим свои достижения по разделу " Зарубежная литература" "Легенды и мифы. Урок обобщения за год. Итого: 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 115 ч 4 класс № Раздел /Тема урока Раздел 1: Летописи. Былины. Жития. (8 ч) Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 Ознакомление с учебником. Летописи. Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда". "И вспомнил Олег коня своего". «И вспомнил Олег коня своего» Былина «Ильины три поездочки». Былина «Три поездки Ильи Муромца» Житие Сергия Радонежского» «Житие Сергия Радонежского» Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Раздел 2: Чудесный мир классики. (18 ч) Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывок). Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк- Горбунок». А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А.С. Пушкина Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Закрепление изученного. Контрольная работа. Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой. Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана. Тестовые задания. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Раздел 3: Поэтическая тетрадь – (10 ч) Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка». Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 шепот…». Картина сельского быта. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…». Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник». Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…». Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». Контрольная работа. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Раздел 4: Литературные сказки. (12 ч) Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Контрольная работа. Проверка техники чтения. Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Раздел 5: Делу время – потехе час. (7 ч) Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца. В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта. Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 1 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Тестовые задания. Раздел 6: Страна детства. (4 ч) Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. Взаимоотношения детей и взрослых. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. Обобщение по разделу «Страна детства». Тестовые задания. Раздел 7: Поэтическая тетрадь. ( 4 ч) Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», "Детская". С.А. Есенин "Бабушкины сказки". Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» (1 ч). Контрольная работа. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Раздел 8: Природа и мы. (6 ч) Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. Тема самопожертвования в рассказе Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» Тестовые задания. Обобщение по разделу «Природа и мы» Раздел 9: Поэтическая тетрадь (4 ч) Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» Тема природы и Родины в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» и Н. М. Рубцова «Сентябрь» Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тестовые задания. Раздел 10: Родина – (4 ч) Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь». Патриотическое звучание, выразительность стихотворений С. Д. Дрожжина «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Задание для творческих проектов "Они защищали Родину!". Обобщение по разделу «Родина». Защита творческих проектов "Они защищали Родину!". Раздел 11: Страна Фантазия. ( 3ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 2 3 4 5 Обобщение по разделу «Страна фантазия» Кир Булычев «Путешествие Алисы». Тестовые задания. Раздел 12: Зарубежная литература. (5 ч) Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке. Тестовые задания. Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера». Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом Итого: 1 1 1 1 1 1 1 85 ч