_Адаптированная рабочая программа. Шахматы. ТНР. 1-2 классы.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с ТНР
по учебному предмету «Шахматы»
1 - 2 класс

Екатеринбург, 2022

Структура рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
1. Планируемые результаты обучения
Рабочая программа учебного предмета «Шахматы» обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования, для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и
заключаются в следующем: Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР включают индивидуально- личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с ТНР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Результаты освоения АООП НОО должны отражать:
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые будут сформированы в
процессе освоенияпрограммного материала:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебнойзадачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемытворческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логическихдействий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умение и опытобучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе
освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должнызнать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными
(интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
 уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые
и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;
 знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;
 иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
 правильно располагать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
 знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
 знать цену каждой шахматной фигуры;

усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
 уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;
 защищать свои фигуры от нападения и угроз;
 решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар,
мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
 ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
 разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
 реализовать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:
 владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
 понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
 знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
 уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
 владеть основными шахматными позициями,
 владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре,
 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,
 знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты,
 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции,
 уметь реализовывать материальное преимущество,
 принимать участие в шахматных соревнованиях.





2. Содержание учебного предмета
1 класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся
отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная
сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (3ч)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
2 класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная
сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.Соревнования.Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
3 класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения
соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное

положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная
сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы
пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
4 класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита,
начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,
атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа
шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная
система оценивания.
Раздел 3. Тематическое планирование
1 класс (33ч)
Содержание раздела
Количество
Характеристика видов деятельности учащихся
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (30ч)
Из истории шахмат
1
Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.
Базовые понятия шахматной
29
Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,

игры

Соревнования
2 класс (34ч)
Содержание раздела
Из истории шахмат
Базовые понятия шахматной
игры

Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматный праздник

центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры.
Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать
шахматную позицию и партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать
элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности
с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с
партнером.
Соблюдают правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (3ч)
3
Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию
от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.
Количество
Характеристика видов деятельности учащихся
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)
1
Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.
20
Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют
представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.
Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого
короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить
элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней
горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить
фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.
Соблюдают правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (13ч)
4
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.
Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания
оценивают собственное выполнение.
8
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.
1
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и
взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание,
смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач,

возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют
управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участие впразднике.
3 класс (34ч)
Содержание раздела
Из истории шахмат
Базовые понятия шахматной
игры

Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматный праздник

4 класс (34 ч)
Содержание раздела
Из истории шахмат
Базовые понятия шахматной
игры

Количество
Характеристика видов деятельности учащихся
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)
1
Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила поведения соревнований,
различные системыпроведения шахматных соревнований.
20
Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки,
короткие партии.Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы
«завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать
правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (13ч)
4
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.
Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение
8
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.
1
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со сверстниками.
Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность,
активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.
Количество
Характеристика видов деятельности учащихся
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч)
1
Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России
2
Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской
партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при
равносторонней и разносторонней рокировках.

Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматный праздник

Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать
открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при
равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили:
ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные
окончания.
Соблюдают правила поведения за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (11ч)
2
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения.
Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.
С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение
8
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.
1
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со сверстниками.
Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность,
активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.
Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы
1 класс
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.

Количество
час ов

Тема урока
Шахматы - мои друзья
Шахматная доска
Горизонталь
Вертикаль
Диагональ

1
1
1
1
1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Шахматная нотация
Шахматные фигуры и начальная позиция
Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Пешка

1
1
1
1
1
1
1

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие на проходе
Шах и защита от шаха
Пат, ничья

1
1
1
1
1
1
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Рокировка
Основные принципы игры в начале партии
Мат двумя ладьями одинокому королю
Мат ферзѐм и ладьями одинокому королю
Материальное преимущество
Нарушения основных принципов игры в начале партии
Партии - миниатюры

1
1
1
1
1
1
1

27.
28.
29.
30.
31.
32.

Запись шахматной партии
Шахматный этикет
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Тактический приём «двойной удар».
Шахматная комбинация: «связка».
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?

1
1
1
1
1
1

33.
34.

Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся
шахматисты мира
Шахматный турнир

1
1

Всего

34

2 класс
№ урока

Количество
час ов

Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Шахматы - мои друзья. Шахматная доска.
Горизонталь. Вертикаль
Диагональ. Шахматная нотация
Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья
Слон. Ферзь.
Конь. Пешка
Превращение пешки. Король.

1
1
1
1
1
1
1

8.
9.

Ценность фигур. Нападение
Взятие на проходе. Шах и защита от шаха
Пат, ничья. Рокировка
Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю
Мат ферзѐм и ладьями одинокому королю. Материальное преимущество
Нарушения основных принципов игры в начале партии. Партии - миниатюры
Запись шахматной партии. Шахматный этикет
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «двойной удар».

1
1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Шахматная комбинация: «связка». Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматный турнир
Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные
фигуры (повторение).

1
1
1

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). Мат. Пат. Мат в один 1
ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей.

20.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. 1

21.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

22.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

23.

Тактический прием «двойной удар». Тактический прием «связка».

1

24.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

25.

Тактический прием «ловля фигуры». Тактический прием «сквозной удар».

1

26.

Мат на последней горизонтали.

1

27.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

28.

Тактический прием «открытый шах». Тактический прием «двойной шах»

1

29.

Шахматный турнир.

1

30.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

1

31.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

1

32.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

1

33.

Основы анализа шахматной партии.

1

34.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».