АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ТНР по учебному предмету «Шахматы» 1 - 2 класс Екатеринбург, 2022 Структура рабочей программы - Планируемые результаты освоения учебного предмета - Содержание учебного предмета - Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы 1. Планируемые результаты обучения Рабочая программа учебного предмета «Шахматы» обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем: Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ТНР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Результаты освоения АООП НОО должны отражать: Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые будут сформированы в процессе освоенияпрограммного материала: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации; - формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой; - формирование основ шахматной культуры; - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению; - приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебнойзадачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемытворческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логическихдействий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы характеризуют умение и опытобучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; - развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должнызнать /применять: – правила техники безопасности во время занятий; – историю возникновения и развития шахматной игры; – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат; – вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; – историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен; – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны: уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья; знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры; иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера; ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно располагать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; знать, что такое ничья, пат и вечный шах; знать цену каждой шахматной фигуры; усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем; владеть способом взятие на проходе; записывать шахматную партию; уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера. К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны: уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы; защищать свои фигуры от нападения и угроз; решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; ставить мат одинокому королю ладьей и королем; разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; реализовать большое материальное преимущество. К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны: владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии; знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля; уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях. К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны: владеть основными шахматными позициями, владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре, находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода, знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты, уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках, разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции, уметь реализовывать материальное преимущество, принимать участие в шахматных соревнованиях. 2. Содержание учебного предмета 1 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (30ч) Сведения из истории шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии. Практико-соревновательная деятельность (3ч) Соревнования. Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования. 2 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч) Сведения из истории шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта. Практико-соревновательная деятельность (13ч) Конкурсы решения позиций.Соревнования.Шахматный праздник. Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 3 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч) Сведения из истории шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность (13ч) Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 4 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч) Сведения из истории шахмат. История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность (11ч) Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник. Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания. Раздел 3. Тематическое планирование 1 класс (33ч) Содержание раздела Количество Характеристика видов деятельности учащихся часов Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (30ч) Из истории шахмат 1 Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. Базовые понятия шахматной 29 Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, игры Соревнования 2 класс (34ч) Содержание раздела Из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматный праздник центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (3ч) 3 Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. Количество Характеристика видов деятельности учащихся часов Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч) 1 Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. 20 Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (13ч) 4 Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. 8 Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. 1 Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участие впразднике. 3 класс (34ч) Содержание раздела Из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматный праздник 4 класс (34 ч) Содержание раздела Из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Количество Характеристика видов деятельности учащихся часов Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч) 1 Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила поведения соревнований, различные системыпроведения шахматных соревнований. 20 Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (13ч) 4 Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение 8 Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. 1 Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. Количество Характеристика видов деятельности учащихся часов Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч) 1 Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России 2 Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматный праздник Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность (11ч) 2 Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение 8 Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. 1 Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. 1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. Количество час ов Тема урока Шахматы - мои друзья Шахматная доска Горизонталь Вертикаль Диагональ 1 1 1 1 1 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Шахматная нотация Шахматные фигуры и начальная позиция Ладья Слон Ферзь Конь Пешка 1 1 1 1 1 1 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Превращение пешки Король Ценность фигур Нападение Взятие на проходе Шах и защита от шаха Пат, ничья 1 1 1 1 1 1 1 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Рокировка Основные принципы игры в начале партии Мат двумя ладьями одинокому королю Мат ферзѐм и ладьями одинокому королю Материальное преимущество Нарушения основных принципов игры в начале партии Партии - миниатюры 1 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. Запись шахматной партии Шахматный этикет Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «двойной удар». Шахматная комбинация: «связка». Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? 1 1 1 1 1 1 33. 34. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира Шахматный турнир 1 1 Всего 34 2 класс № урока Количество час ов Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Шахматы - мои друзья. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль Диагональ. Шахматная нотация Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья Слон. Ферзь. Конь. Пешка Превращение пешки. Король. 1 1 1 1 1 1 1 8. 9. Ценность фигур. Нападение Взятие на проходе. Шах и защита от шаха Пат, ничья. Рокировка Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю Мат ферзѐм и ладьями одинокому королю. Материальное преимущество Нарушения основных принципов игры в начале партии. Партии - миниатюры Запись шахматной партии. Шахматный этикет Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «двойной удар». 1 1 1 1 1 1 1 1 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Шахматная комбинация: «связка». Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматный турнир Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные фигуры (повторение). 1 1 1 Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). Мат. Пат. Мат в один 1 ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей. 20. Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. 1 21. Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. 1 22. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 23. Тактический прием «двойной удар». Тактический прием «связка». 1 24. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 25. Тактический прием «ловля фигуры». Тактический прием «сквозной удар». 1 26. Мат на последней горизонтали. 1 27. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 1 28. Тактический прием «открытый шах». Тактический прием «двойной шах» 1 29. Шахматный турнир. 1 30. Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. 1 31. Основы игры в дебюте: атака на короля. 1 32. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. 1 33. Основы анализа шахматной партии. 1 34. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир. 1