_Адаптированная рабочая программа по музыке. ТНР. 2-4 класс

Структура рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования, для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем:
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР включают индивидуально- личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с ТНР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных
возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Результаты освоения АООП НОО должны отражать:











Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны
отражать:



















овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
 - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
 - формирование общего представления о музыкальной картине мира;
 - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
 - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие
художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой
деятельности;
 - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
 - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической
и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
 - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение
вокально – хоровых произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
2 класс:
Содержание программы второго года делится на разделы:
1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.
2. “День, полный событий”-6 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.
5. “В музыкальном театре”-4 ч.
6. “В концертном зале”-3 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий»
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал —
фортепиано.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.
Хорал.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.
Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек,
потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера,
художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Раздел 6. «В концертном зале»
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры
инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки.
Жанры музыки. Международные конкурсы.
3 класс:
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы,
что для II класса:
1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.
2. “День, полный событий”-6 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.
5. “В музыкальном театре”-4 ч.
6. “В концертном зале”-3 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.
Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в
обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы
уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и
художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий»
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное
воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр
легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки.
Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная,
вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи
разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка —
источник вдохновения и радости.
4 класс:
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же
разделы, что для III класса:
1. “Россия – Родина моя”- 4 ч.
2. “День, полный событий”-5 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.
5. “В музыкальном театре”-4 ч.
6. “В концертном зале”-3 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых
произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в
сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные
особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность.
Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты.
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох,
композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Тема урока
п/п
2 класс
Россия -Родина моя- 3 часа
1
Мелодия.
2
Музыкальные образы родного края.
3
Гимн России.
День, полный событий.-5 часов
4
Музыкальные инструменты (фортепиано)
5
Природа и музыка.
6
Танцы, танцы, танцы…
7
Эти разные марши.
8
Колыбельные.
"О России петь - что стремиться в храм...". – 5 часа

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

Великий колокольный звон.
Святые земли русской. Князь Александр Невский.
Святые земли русской. Сергий Радонежский
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Молитва.
Рождество Христово!
"Гори, гори ясно, что бы не погасло!"- 4 часа
15
Русские народные инструменты.
16
Плясовые наигрыши.
17
Музыка в народном стиле..
18
Обряды и праздники русского народа
В музыкальном театре.-6 часов
19-20
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.
21-22
Опера. Балет. Театр оперы и балета
23
Волшебная палочка дирижера.
24
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
25
Опера «Руслан и Людмила».М.И. Глинки
В концертном зале.-3 часа
24
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».
25
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
26
«Звучит нестареющий Моцарт».
"Чтоб музыкантом быть, так надобно умение...".-8 часов
27
Волшебный цветик- семицветик.
28
И все это – Бах.
29
Все в движении.
30
Музыка учит людей понимать друг друга.
31
Два лада.
32
Печаль моя светла.
33
Мир композитора. (
34
Могут ли иссякнуть мелодии?
Итого:
3 класс
9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Россия -Родина моя – 6 часов
1
Мелодия – душа музыки.
2
Природа и музыка.
3
«Виват, Россия!»
4
Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский».
5-6
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
День, полный событий – 4 часа
7
Образы природы в музыке.
8
Портрет в музыке
9
В детской. Игры и игрушки
10
На прогулке. Вечер
«О России петь - что стремиться в храм...» - 4 часа
11
Древнейшая песнь материнства
12
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве
13
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье
14
Святые земли Русской
«Гори, гори ясно, что бы не погасло!» - 3 часа
15
"Настрою гусли на старинный лад..."
16.
Певцы русской старины
17
Народные традиции и обряды: Масленица
В музыкальном театре – 6 часов
18
Опера "Руслан и Людмила" М. И. Глинки
19
Опера К. Глюка "Орфей и Эвридика"
20.
Опера Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка"
21.
Опера Н. А. Римского-Корсакова "Садко"
22.
Балет П. И. Чайковского "Спящая красавица"
23.
В современных ритмах
В концертном зале – 5 часов
24
Музыкальное состязание
25.
Музыкальные инструменты - флейта и скрипка
26.
Сюита Э. Грига "Пер Гюнт"
27.
Симфония "Героическая" Л. ван Бетховена

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.
Мир Л. ван Бетховена.
Чтоб музыкантом быть, так надобно умение...» - 6 часов
29.
Чудо-музыка ХХ века
30.
Острый ритм-джаза музыки
31.
Люблю я грусть твоих просторов.
32.
Мир С.С. Прокофьева
33.
Певцы родной природы
34.
"Прославим радость на земле!"
Итого:
4 класс
Россия - Родина моя – 6 часов
1..
Мелодия
2
"Что не выразишь словами, звуком на душу навей..."
3.
Как сложили песню. Звучащие картины.
4.
Жанры народных песен, их интонационные образные особенности
5.
"Я пойду по полю белому..."
6.
"На великий праздник собралася Русь!"
«О России петь - что стремиться в храм...» - 3 часа
7.
Святые земли Русской
8
"Праздников праздник, торжество из торжеств"
9
Родной обычай старины
День, полный событий – 6 часов
10
"Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
11
Зимнее утро. Зимний вечер
12
"Что за прелесть эти сказки..."
13
Музыка ярмарочных гуляний
14
Святогорский монастырь
15
"Приют, сияньем муз одетый..."
«Гори, гори ясно, что бы не погасло!» - 4 часf
16
Композитор - имя ему народ
17.
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов
18.
О музыке и музыкантах

1
1
1
1
1
1
1
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.
Народные праздники
В музыкальном театре – 5 часов
20
Музыкальные инструменты
21
Старый замок. "Счастье в сирени живет..."
22
"Не молкнет сердце чуткое Шопена..."
23
"Патетическая" соната Л. Бетховена. Годы странствий.
24
"Царит гармония оркестра..."
В концертном зале – 5 часов
25
Опера М. И. Глинки "Иван Сусанин" (II-III действия)
26
"Исходила младшенька..."
27.
Русский Восток. Восточные мотивы
28
Балет И. Стравинского "Петрушка"
29
Театр музыкальной комедии
«Чтоб музыкантом быть, так надобно умение...» - 5 часов
30
Исповедь души
31
Мастерство исполнителя
32
В каждой интонации спрятан человек
33
Музыкальный сказочник
34
Рассвет на Москве-реке.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».