_РП чтение(литературное чтение) АООП для УО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 96
Протокол № 1 от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 96
___________/В.Ф. Садрисламова/
Приказ от № 190/2-o
от «30» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Чтение (Литературное чтение)»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

2022-2023 уч .год

2

Структура рабочей программы:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)»
2. Содержание учебного предмета «Чтение(Литературное чтение)»
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)»
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Чтение (Литературное чтение)»
Личностными результатами изучения курса «Чтения …» является формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
5) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;
7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
1) Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
3) умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
4) Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
5) Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
6) Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью
учителя давать самооценку своей деятельности.
7) Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1) Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2) Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые
источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
3

3) Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет).
4) Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
2) Слушать и понимать речь других.
3) Вступать в диалог на уроке и в жизни.
4) Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
5) Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Личностные результаты:

развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.д.); развитие
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

понимание учебной задачи, поставленной учителем и способность ее выполнять;

способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действий;

способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить как по ходу его реализации, так
и в конце действия необходимые коррективы;

умение строить сообщения в устной форме;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

умение формулировать собственное мнение;

способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Освоение учебного предмета «Литературное чтение» в соответствии АООП направлено также на достижение личностных результатов,
включенных в Программу воспитания модуль «Школьный урок».
Предметные результаты



умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
4











умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость литературного чтения, логические ударения);
способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов
(полный, выборочный, по ролям)
способность выделять главную мысль произведения;
способность участвовать в беседе;
умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
способность заучивать стихотворения наизусть;
способность читать доступные детские книги из школьной библиотеки.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
- чтение текста по слогам и целыми словами;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
- принимать участие в уроках внеклассного литературного чтения;
- выразительное чтение наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях по слогам;
- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть 8-10 стихотворений,
- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
Базовые учебные действия, формируемые в процессе освоения программы:
1. Личностные учебные действия
5

1.1. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
1.2. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.
1.3. Стремление к пониманию культурно-исторического наследия родного края и страны.
1.4. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
1.5. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
1.6. Чувство гордости за собственные успехи и достижениями, успехи товарищей и школы в целом.
1.7. Адекватный эмоциональный отклик на произведения литературы, музыки, живописи и др. Уважительное и бережное отношение к людям
разных профессий и результатам их деятельности.
1.8. Выражение желания трудиться, оценивать результаты своей деятельности для удовлетворения жизненных компетенций (потребностей).
2. Коммуникативные учебные действия (умения)
2.1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)
2.2. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
2.3. Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.4. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
2.5. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2.6. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
2.7. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.)
2.8. Выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта.
2.9. Уметь обращаться и принимать помощь.
3. Регулятивные учебные действия (умения)
3.1.Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
3.2.Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
3.3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
3.4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев.
3.5. Соблюдать правила безопасности и культуры труда в учебно-трудовой деятельности в соответствии с культурой производства.
6

4. Познавательные учебные действия (умения)
4.1. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.
4.2. Использовать в жизнедеятельности межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
4.3. Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
4.4. Овладевать методами литературного чтения технической, технологической и инструктивной информации.
4.5. Уметь работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях) под руководством педагога.

2. Содержание учебного предмета «Чтение(Литературное чтение)»
Чтение, 5 класс
136 часов, 4 часа в неделю
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Название раздела, темы
Устное народное творчество.
Сказки
Картины родной природы. Осень
О друзьях - товарищах
Басни И.Крылова
«Спешите делать добро…»
Картины родной природы. Зима.
О животных.
Картины родной природы. Весна.
Из прошлого нашего народа.
Из произведений зарубежных писателей.
Картины родной природы. Лето
Итого

Количество часов
3
17
8
10
5
12
9
14
16
15
14
13
136

Количество часов распределено с учетом необходимости изучения тем по степени усложнения и для более прочного усвоения материала учащимися с
интеллектуальными нарушениями.
7

Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение
статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о
книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению. Ведение дневника или стендов внеклассного литературного чтения по данной учителем
форме.
1. Устное народное творчество — 3 часа.
Считалки, заклички-приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
2. Сказки -17 час
Русские народные сказки, Литературные сказки А.С. Пушкина, Д. Мамина-Сибиряка.
В/ч. Русские народные сказки.
3. Картины родной природы. Осень - 8 часов.
В. Астафьев, И. Бунин.
В/ч. Произведения писателей и поэтов об осени.
4. О друзьях - товарищах – 10 часов
Произведения Ю. Яковлева, Н. Носова, В. Медведева.
На примере русской художественной литературы XX века воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Рассказ,
повесть.
В/ч. Произведения Н.Носова.
Произведения Я. Акима, Л. Воронковой.
5. Басни И. Крылова- 5 часов.
Басни И.А. Крылова: «Щука и Кот», «Ворона и лисица», «Квартет».
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»
В/ч. Басни Крылова.
6. Спешите делать добро - 12 часов.
Произведения О. Бондарчук, Н. Хмелика, В. Осеевой, А. Платонова, В. Распутина.
На примере русской художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности человека.
7. Картины родной природы. Зима - 9 часов.
Стихотворения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Г. Скребицкого.
В/ч. Произведения о зиме.
8. О животных - 14 часов.
Произведения Н. Гарина-Михайловского, А. Толстого, К. Паустовского, Б. Житкова, Э. Асадова, Ф. Абрамова, С. Михалкова.
9. Картины родной природы. Весна - 16 часов.
Произведения Г. Скребицкого, А. Толстого, А.С. Пушкина, А. Блока, Е. Серовой, И. Бунина, И. Соколова-Микитова.
8

В/ч. Произведения о весне.
10. Из прошлого нашего народа — 15 часов.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах, о политических событиях в жизни страны.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах, о политических событиях в жизни страны.
На примере русской художественной литературы XX века воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Рассказ,
повесть, А.Куприн.
11. Произведения зарубежных писателей - 14 часов.
Произведения В.Гюго, М.Твена, С.Лагерлёф, Г.Х.Андерсена. Литературная сказка.
12. Картины родной природы. Лето - 13 часов.
Произведения Г. Скребицкого, А. Платонов. Стихотворения И. Суриков, А. Прокофьев, Ю. Гордиенко.
В/ч. Журналы для детей.

Чтение, 6 класс
136 часов, 4 часа в неделю
№

Название раздела, темы

Количество часов

1

Моя Родина

4

2

Золотая осень

21

3
4
5

Великая радость – работа
Страницы истории
Что такое хорошо, что такое плохо

11
13
6

6

Здравствуй, гостья – Зима

35

7
8

Весна – красна
Рассказы о животных

18
13

9

Рассказы, сказки, стихи для детей

15

Итого

136

1. Моя Родина – 4 часа
В.Песков «Отечество». М. Ножкин «Россия». М. Пришвин «Моя Родина».
9

2. Золотая осень – 17 часов + 4 в/ч
В. Бианки «Сентябрь». И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ю. Качаев «Грабитель». Б. Житков «Белый домик». А. Белорусец «Звонкие ключи». К.
Паустовский «Заячьи лапы». И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». Е. Носов «Хитрюга». В. Бианки «Октябрь».
Внеклассное чтение «О русской природе. Осень». Рассказы о животных (М.Пришвин, В.Чаплина, Н.Сладков)
3. Великая радость – работа – 8 часов + 3 в/ч
С. Михалков «Будь человеком». Б. Заходер «Петя мечтает». По Д. Биссету «Слон и муравей». По Д. Биссету «Кузнечик Денди». Дж. Родари «Как один
мальчик играл с палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик».
Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей.
4. Страницы истории - 12 часов +1 в/ч
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Ф. Глинка «Москва». В. Бианки «Ноябрь». По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу
Невы». По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге». Е. Холмогорова «Серебряный лебедь», «Великодушный русский воин», «День рождения
Наполеона», «В дни спокойные».
Внеклассное чтение «О русской доблести».
5. Что такое хорошо, что такое плохо - 5 часов + 1 в/ч
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Е. Пермяк «Тайна цены». По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».
Внеклассное чтение. Г. Остер «Вредные советы»
6. Здравствуй, гостья – Зима - 30 часов +5 в/ч
В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы». А. Дорохов «Тёплый снег». А. Пушкин «Вот север, тучи
нагоняя…». Д. Хармс «Пушкин». В. Бианки «Январь».
Внеклассное чтение. «Произведения русских поэтов о зиме».
Х.-К. Андерсен «Ель». А. Чехов «Ванька». И. Никитин «Весело сияет месяц над селом» (отрывок). И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе
кружится…». М. Зощенко «Ёлка». Ю. Рытхэу «Пурга». Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль». С. Я. Маршак «Двенадцать
месяцев». По Х.-К. Андерсену «Снежная королева».
Внеклассное чтение. Произведения С.Маршака. Сказки Х.-К. Андерсена.
7. Весна – красна - 15 часов + 3 в/ч
С. Смирнов «Первые приметы». В. Бианки «Март». По В. Песков. «Весна идёт». М. Пришвин «Жаркий час». Г. Скребицкий «Весенняя песня». В.
Жуковский «Жаворонок». А. Толстой «Детство Никиты». А. Твардовский «Как после мартовских метелей…». А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой
опять раскинула весна».
Внеклассное чтение. «Весенние мотивы в произведениях русских поэтов и художников».
В. Бианки «Апрель». К. Паустовский «Стальное колечко».
8. Рассказы о животных - 13 часов
10

По В. Астафьеву «Злодейка». По Е. Барониной «Рассказы про зверей». В. Драгунский «Кот в сапогах». Д. Хармс «Заяц и Ёж». И. Крылов «Зеркало и
Обезьяна». По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».

9. Рассказы, сказки, стихи для детей – 14 часов + 1 в/ч
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Бианки «Май». М. Дудин «Наши песни спеты о войне». В. Медведев «Звездолёт «Брунька». По К.
Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». В. Астафьев «Зорькина песня». Н. Рыленков «Нынче ветер,
как мальчишка, весел…»
Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский «Золотой ясень».

Чтение, 7 класс
Всего 136 часов, 4 часа в неделю

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

I.

Устное народное творчество.

II.

Произведения русской литературы XIX века 51

III.

Произведения русской литературы XX века 69
Всего за год:

16

136

1. Устное народное творчество – 16 часов
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, народные песни, былины.
В/ч. Русские народные сказки.
2. Произведения русской литературы XIX века– 51 часа
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова.
На примере русской художественной литературы IXX века воспитание патриотических, морально-этических и нравственных качеств личности
человека. Литературная сказка. Басня.
В/ч. Басни И.А.Крылова.
Произведения Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко.
11

На примере русской художественной литературы IXX века воспитание патриотических, морально-этических и нравственных качеств личности
человека. Сатирические стихи и рассказы. Драматическая повесть.
В/ч. Рассказы А.П.Чехова.
3. Произведения русской литературы XX века – 69 часов.
Произведения М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева, Н.И. Рыленкова.
На примере русской художественной литературы XX века воспитание патриотических, морально-этических и нравственных качеств личности
человека. Автобиографический рассказ, сатирический рассказ, военная поэма, повесть.
В/ ч. Творчество М.М.Зощенко. Весна в произведениях писателей и поэтов.
Произведения Ю.И. Коваля, Ю.И. Яковлева, Р.П. Погодина, А.Г. Алексина, К.Я. Ваншенкина, С.С. Орлова
В/ч. Творчество Ю.И.Коваля. Произведения А.Г.Алексина. Произведения писателей и поэтов о Родине

Чтение, 8 класс
136 часов, 4 часа в неделю
№ п/п
Название раздела, темы

Количество часов

I.

Устное народное творчество

9

II.

Произведения русских писателей XIX века

54

III.

Произведения русской литературы XX века

61

IV

Сказки и рассказы зарубежных писателей

4

V

Повторение

8
Всего за год:

136

I. Устное народное творчество – 9 часов.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, народные песни, былины.
II. Произведения русских писателей XIX века– 54 часов
Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка. Литературная сказка.
Произведения Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, И.С.Никитина, И.С.Тургенева.
В/ч. Творчество Н.А.Некрасова. Творчество И.С.Никитина. И.С.Тургенев «Записки охотника»
III.
Произведения русской литературы 1 п. XX века – 61 час.
12

Произведения М.Горького, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого.
Произведения русской литературы 2 п. XX века – 10 часов
Произведения К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана.
В/ч. Творчество А.П.Чехова. Творчество С.А.Есенина.
Произведения Р.П.Погодина, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, А.А.Суркова.
В/ч. « Рассказы Шукшина».
IV . Сказки и рассказы зарубежных писателей-4 Ч.
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

V.Повторение -8ч.
Чтение, 9 класс
136 часов, 4 часа в неделю
№ п/п

Разделы, темы

Рабочая программа

I.

Устное народное творчество

9

II.

Произведения русских писателей
XIX века
Произведения русской литературы
XX века
Произведения зарубежных
писателей
Всего за год:

55

III.
IV.

54
18
136

I.
Устное народное творчество – 9 часов.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, народные песни, былины.
Внеклассное чтение. Былины.
II. Произведения русских писателей XIX– 55 часов.
Произведения В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, И.А.Крылова. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка. Литературная сказка.
Внеклассное чтение. Литературная сказка. Басня. «Повести Белкина». «Произведения русской литературы 19 века»
13

Произведения М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Н.В. Гоголя, А. А. Фета, А. П. Чехова.
Внеклассное чтение. Любимые стихи Лермонтова. Некрасов о Руси. Рассказы Чехова.
III. Произведения русской литературы 1 п. XX века – 54часов.
Произведения М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, М.И. Цветаевой, К.Г.Паустовского, Е. И. Носова, М.А. Шолохова.
Внеклассное чтение. Рассказы Горького. Поэты «серебряного века». Рассказы Паустовского о природе. Есенин о России. Рассказы Носова. Русские
писатели 20 века о России, природе, любви.
Произведения Н.М. Рубцова, Ю.И. Коваля.
Внеклассное чтение. Стихи Рубцова.
IV. Произведения зарубежных писателей – 18 часов.
Произведения Р.Л.Стивенсона, Э.Сетон-Томпсона, Д.Даррелла.
Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей 20 века.
3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой
темы
7 класс
№ урока Тема урока
Устное народное творчество.16ч.
Устное народное творчество
1.
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
2.
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
3.
Русская народная сказка «Журавль и Цапля».
4.
Русская народная сказка «Умный мужик»..
5.
Русская народная сказка «Умный мужик».
6.
Русская народная сказка «Умный мужик»
7.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
8.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо»
9.
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
10.
Былина «Три поездки Ильи Муромца»..
11.
Былина «Три поездки Ильи Муромца»....
12.
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
13.
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».
14.
Пословицы, загадки.
15.
Пословицы, загадки..
16.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

Из произведений русской литературы XIX века. 51 ч.
A.C. Пушкин. Биография.
A.C. Пушкин. Биография
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …» Характеристика царя.
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Чудеса на острове Буяне
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Поведение сестер и бабы Бабарихи.
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика Гвидона.
А.С.Пушкин. «Зимний вечер».
А.С. Пушкин «У Лукоморья».
М.Ю. Лермонтов.Биография
М.Ю. Лермонтов.Биография.
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
М.Ю. Лермонтов «Бородино»..
М.Ю. Лермонтов «Бородино»...
И.А. Крылов. Биография
И.А. Крылов. Биография.
И.А. Крылов «Кукушка и Петух».
И.А. Крылов «Кукушка и Петух»..
И.А. Крылов «Волк и Журавль».
И.А. Крылов «Волк и Журавль»..
И.А. Крылов «Слон и Моська».
И.А. Крылов «Слон и Моська»..
Внеклассное чтение. Н.П. Голубева «Там, где была тайга».
Внеклассное чтение. Н.П. Голубева «Там, где была тайга»..
Н.А. Некрасов.Биография
Н.А. Некрасов.Биография,
НА. Некрасов «Несжатая полоса».
НА. Некрасов «Несжатая полоса»..
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»..
Л.Н. Толстой. Биография
Л.Н. Толстой. Биография.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1 часть. Жилин попал в плен.
.Н. Толстой «Кавказский пленник». 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 3 часть. Доверие татар к Жилину.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 6 часть. Помощь Дины Жилину.
Внеклассное чтение. Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».
Внеклассное чтение. Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев»
А.П. Чехов.Биография
А.П. Чехов.Биография.
А.П. Чехов «Хамелеон».
А.П. Чехов «Хамелеон»..
В.Г. Короленко. Биография
В.Г. Короленко. Биография.
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец».
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство»
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».
В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла»
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок.
Внеклассное чтение. ХКК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем».
Из произведений русской литературы XX века. 69ч.
М. Горький. Биография
М. Горький. Биография.
М. Горький «Детство». Обстановка в доме деда.
М. Горький «Детство». Обстановка в доме деда..
М. Горький «Детство». История с напёрстком.
М. Горький «Детство». История с напёрстком..
М. Горький «Детство». Наказание.
М. Горький «Детство». Наказание..
М. Горький «Детство». Отношение к наказанию.
М. Горький «Детство». Отношение к наказанию..
М. Горький «Детство». Характеристика Алексея.
М. Горький «Детство». Характеристика Алексея..
М. Горький «Детство». Обобщающий урок.
М. Горький «Детство». Обобщающий урок
М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника..
М. Горький «В людях». Попытка учиться.
М. Горький «В людях». Попытка учиться..
М. Горький «В людях». История с самоваром.
М. Горький «В людях». История с самоваром..
М. Горький «В людях». Приём у врача.
М. Горький «В людях». Приём у врача..
М. Горький «В людях». Характеристика Алексея
М. Горький «В людях». Характеристика Алексея.
Внеклассное чтение. В. Арсеньев «Лесное предание».
Внеклассное чтение. В. Арсеньев «Лесное предание»
М.В. Исаковский «Детство».
М.В. Исаковский «Детство»..
М.В. Исаковский «Ветер».
М.В. Исаковский «Ветер»..
М.В. Исаковский «Весна».
М.В. Исаковский «Весна»..
К.Г. Паустовский «Последний черт».
Внеклассное чтение. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома».
Внеклассное чтение. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома»..
М.М. Зощенко «Великие путешественники»...
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
М.М. Зощенко «Великие путешественники»..
К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова
К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.
К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.
К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание..
В.П. Катаев «Флаг».
В.П. Катаев «Флаг»..
Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.
Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко..
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки».
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки»
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гордый характер.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера.
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Хандра капитана Клюквина.
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.
Ю.И. Коваль «Картофельная собака».
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора.
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Хозяин курицы.
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист».
Внеклассное чтение. Ю. Таранов «Неслух».
Внеклассное чтение. Ю. Таранов «Неслух»
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Ю.Я. Яковлев «Багульник»..
Г, П. Погодин «Время говорит - пора».
Г, П. Погодин «Время говорит - пора»..
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»..
К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».
К.Я. Ваншенкин «Мальчишки»..
К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Внеклассное чтение. В. Сысоев «В новой семье».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№ урока Тема урока
Устное народное творчество. 9ч.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Герои сказки. Сюжет.
1.
Нравственный смысл сказки «Волшебное кольцо».
2.
«Волшебное кольцо»
3.
Пословицы и поговорки. Народная точка зрения на добро и зло..
4.
Пословицы и поговорки. Народная точка зрения на добро и зло.
5.
Образ русского человека в произведениях УНТ. Баллады.
6.
Былины. Краткое знакомство с былинами. Герои былин.
7.
Чтение былины «Садко». Работа по содержанию.
8.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
18

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Чтение былины «Садко». Работа по содержанию..
Произведения русских писателей XIX века.54ч.
Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина
Основные темы творчества А.С. Пушкина.
Природа в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина.
Друзья А.С. Пушкина. «И. И. Пущину»
Анализ стихотворения «Няне»
Любовная лирика А.С. Пушкина. «Сожжённое письмо», «Я вас любил» .
Любовная лирика А.С. Пушкина. «Сожжённое письмо», «Я вас любил»
Герои сказок А.С. Пушкина. Выразительное чтение «Сказки о Попе и его работнике Балде»
Выразительное чтение сказок А.С. Пушкина
Статья М.Л. Басиной «Публичное испытание»
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин
Выразительное чтение и анализ стихотворения «19 октября 1827 года» А.С. Пушкин .
Знакомство с биографией и творчеством великого русского писателя М.Ю. Лермонтова.
Отношение поэта к гибели А.С. Пушкина. Выразительное чтение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова.
Отношение поэта к гибели А.С. Пушкина. Выразительное чтение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова..
Анализ стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова
Тема одиночества. Выразительное чтение «Парус», «Сосна», М.Ю. Лермонтова
Тема одиночества. Выразительное чтение «Парус», «Сосна», М.Ю. Лермонтова.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Часть 1. Картины
пира
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Часть 2. Образ купца
Калашникова.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Часть 3. Бой.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Итоговый урок.
Рассказ о герое
Внеклассное чтение Отрывок из Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
Внеклассное чтение Отрывок из Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
И.А. Крылов. Рассказ о жизни писателя. Понятие о басне
Чтение по ролям И.А.Крылова «Волк на псарне»
Чтение по ролям И.А.Крылова «Волк на псарне».
Выразительное чтение по ролям басни «Осел и соловей»
Выразительное чтение по ролям басни «Осел и соловей».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Определение морали басни И.А.Крылова «Муха и пчела»
Знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта Н. А. Некрасова.
Содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)
Работа над выразительным чтением «В полном разгаре страда деревенская». Устное словесное
рисование.
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок). Составление характеристики героини (по плану).
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок). Составление характеристики героини (по плану)..
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (отрывок). Определение главной мысли
Природа в стихотворении И.С. Никитина «Русь» (отрывок). Устное словесное рисование..
Природа в стихотворении И.С. Никитина «Русь» (отрывок). Устное словесное рисование.
Смысловые части стихотворения «Утро на берегу озера»
Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов о зиме
Знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева.
И.С.Тургенев «Муму» I часть. Характеристика героя.
«Муму» II часть. Описание собаки
«Муму» III часть. Рассказ о барыне
«Муму» IV часть. Сочувствие главному герою
Пересказ по плану «Муму» V часть
«Муму» VI часть. Бессилие крепостного перед барыней.
«Муму» VII часть. Пересказ по составленному плану
«Муму» VIII часть. Анализ иллюстраций к повести
Обобщение по повести И.С. Тургенева «Муму». Характеристика героя (по плану)
Страницы жизни и творчества великого русского писателя Л. Н. Толстого
Л.Н. Толстой «После бала» (в сокращении). Внешность и поведение полковника на балу. Жестокость
полковника после бала.
Л.Н. Толстой «После бала» (в сокращении)..Внешность и поведение полковника на балу. Жестокость
полковника после бала.
Итоговый урок по разделу
Произведения русских писателей 1-ой половины XX века.27ч.
Страницы жизни и творчества великого русского писателя А.П. Чехова
Смысл названия юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Чтение по ролям
Смысл названия юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». .Чтение по ролям
В/ч. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
Страницы жизни и творчества великого русского писателя В. Г. Короленко

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.

«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 1. Знакомство с главными героями рассказа
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 2. Характеристика детей: Петрик и девочка
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 3. Чтение по ролям
«Слепой музыкант» (отрывки). Части 4-5. Дружба детей
«Слепой музыкант» (отрывки). Части 6-7. Юноша и девушка
«Слепой музыкант» (отрывки). Части 8-9. Разговор матери и Максима
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 10. Объяснение в любви
«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 11. Анализ иллюстрации
Жизненный и творческий путь М. Горького. «Макар Чудра» (отрывок). История Лойко и Радды.
Жизненный и творческий путь М. Горького. «Макар Чудра» (отрывок). История Лойко и Радды
Мастерство Горького М. при описании своих героев
Жизнь и творчество поэта С. А. Есенина Любовь поэта к родине в стихотворении «Спит ковыль»
Использование сравнений в стихотворении «Отговорила роща золотая»
Использование сравнений в стихотворении «Отговорила роща золотая».
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Материнская любовь в сказке
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Материнская любовь в сказке.
А.Н. Толстой «Русский характер». Часть 1. Егор Дремов – главный герой рассказа
Часть 2. Чувства Егора Дремова в родном доме
Часть 3. Главная мысль рассказа
Н. А. Заболоцкий. Поэт о красоте человека в стихотворении «Некрасивая девочка»
Н. А. Заболоцкий. Поэт о красоте человека в стихотворении «Некрасивая девочка».
Итоговый урок по теме
Произведения русских писателей 2-ой половины XX века.34 ч.
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Часть 1. Чувство одиночества в рассказе
Главная мысль рассказа
Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Знакомство с главными героями
Чтение и пересказ 2-й главы повести.
Анализ 3-й главы повести
Характеристика главной героини
Оценка поведения детей
Деление 4-й главы на части
Изображение чувства грусти в повести
Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Описание внешности Пеки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.

Анализ 2-й главы
Характеристика Пеки Дементьева (по плану)
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин (отрывки из поэмы). Фронтовая жизнь в главе «Гармонь»
Выразичельное чтение и анализ главы «Гармонь»
Подвиг Тёркина в главе «Кто стрелял?»
Характеристика Василия Тёркина
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Часть 1. Оценка поступка главного героя
Часть 2. Характеристика главного героя
Часть 3. Главная мысль рассказа
Чтение произведений В.М.Шукшина
Чтение произведений В.М.Шукшина.
Чтение произведений В.М.Шукшина...
Чтение произведений В.М.Шукшина..
В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» Искусство музыки в рассказе
Пересказ и анализ произведения
Р. П. Погодин «Альфред». Часть 1. Знакомство с главными героями
Составление плана 2-й главы
Деление 3-й главы на части
Часть 4. Характеристика детей
Часть 5. Оценка поведения детей
А. А. Сурков. Главная мысль стихотворения «Родина»
Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов о Родине
Итоговый урок по разделу
Сказки и рассказы зарубежных писателей. 4 ч.
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ».
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»..
Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»...
Повторение. 8 ч.
Устное народное творчество
Устное народное творчество.
Произведения русских писателей 19 века
Произведения русских писателей 19 века.
Произведения русских писателей первой половины 20 века

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

134.
135.
136.

Произведения русских писателей первой половины 20 века.
Произведения русских писателей второй половины 20 века
Произведения русских писателей второй половины 20 века.

1
1
1

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».