_РП История Отечества АООП для УО 7,8 кл.

1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 96
Протокол № 1 от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 96
___________/В.Ф. Садрисламова/
Приказ от № 190/2-o
от «30» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«История Отечества »
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

2022-2023 уч.год
2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества»
2. Содержание учебного предмета «История Отечества»
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История Отечества»
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое
многонационального народа России;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
• формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
• формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в
современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого и настоящего; способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
• овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;
• использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
3

•

владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Принципы:
• принцип коррекционной направленности в обучении;
• принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности в обучении;
• принцип наглядности в обучении;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
• наглядные – наблюдение, демонстрация;
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
• Комбинированный урок.
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.Применение многообразных
наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных
классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных
исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием
исторических дат.
Основные формы и средства контроля:
• Устный опрос
• Тестирование
• Исторические диктанты
• Контрольная работа
• Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ
• Тематический кроссворд
• Работа с контурными картами
Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями каждого обучающегося.
4

2.Содержание учебного предмета «История Отечества»

7 КЛАСС (68 часов)
Тема 1. Древняя Русь – 11 часов.
Вводный урок. Мир истории. Происхождение славян. Места расселения славян. Славяне и соседние народы. Хазары. Византия. Облик славян и
черты их характера. Хозяйство и образ жизни восточных славян. Хозяйство и образ жизни восточных славян. Жилища, одежда восточных славян.
Языческие традиции восточных славян. Повторение по теме «Древняя Русь».
Тема 2. Древнерусское государство – 7 часов.
Как возникло Древнерусское государство. Об Аскольде, Дире и их походах на Византию. Походы князя Олега. Князь Игорь из рода Рюриковичей. Как
княгиня Ольга отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Обобщающий урок по теме: «Древнерусское государство.
Тема 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
Сыновья князя Святослава. Князь Владимир Красное солнышко. Крещение Руси. Походы князя Владимира. Расцвет Русского государства при
Ярославе Мудром. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник. «Русская правда». Русь после смерти
Ярослава Мудрого. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Распад Руси на отдельные княжества. Новгородская
Республика. Ростово-Суздальское княжество в XII веке. Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы. Культура Руси Древней Руси.
Обобщающий урок по теме: «Крещение Руси. Расцвет Русского государства».
Тема 4. Русь в борьбе с завоевателями – 16 часов
Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. Нашествие монголов на Русь. Александр Невский. Ледовое побоище.
Власть Орды над русскими князьями. Объединение русских земель против Золотой Орды. Иван Калита. Московское княжество при Иване
Калите. Московский князь Дмитрий Иванович. Куликовская битва. Наследники Дмитрия Донского. Василий Тёмный. Собирание Руси Иваном III.
Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III. Обобщающий урок по теме «Русь в борьбе с завоевателями»
Тема 5. Единое Московское государство — 17 часов.
Русь в XVI в. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного. Ливонская война. Опричнина. Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий II. Семибоярщина. Минин и Пожарский: за веру и Отечество. Воцарение династии Романовых.
Алексей Михайлович Романов. Укрепление южных границ России. Казаки. Развитие России в XVII. Развитие России в XVII.
Культура в Российском государстве VI-XVII веков. Культура в Российском государстве VI-XVII веков. Повторение по курсу «История России 7
класс».
8 КЛАСС (68 часов)
Тема 1. Российское государство в конце VII – начале VIII века — 21 час.
5

Российское общество в XVII веке. Отношения России с другими странами. Детство и юность Петра I. Как обучали Петра. Семейные раздоры,
борьба за власть. Итоги Правления Софьи. Воцарение Петра I. Строительство флота. Азовские походы. Великое посольство (1697 – 1698 гг).
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.Северная война (1700 – 1721 гг). Причины поражения под Нарвой
Первые победы над шведами. Основание Петербург. Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. Завершение Северной войны.
Реформы Петра I в промышленности и сельском хозяйстве. Изменения в управлении государством. Табель о рангах. Образование и культура при
Петре I. Личность Петра I.
Тема 2. Российская империя после Петра I – 14 часов.
Екатерина I и Петр II. Внук Петра Великого. Конец правления Петра II. Анна Иоанновна и Иван VI. Наследники Анны Иоанновны. Конец
бироновщины. Царствование Елизаветы Петровны. Возвращение к порядкам Петра. Войны России в период правления Елизаветы Петровны
Воцарение Петра III. Начало царствования Екатерины II. Война России с Турцией (1768 – 1774).Русско - турецкая война (1787 – 1791). Как
управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева. Развитие образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой.
Тема 3. Российская империя в первой половине XIX века — 20 часов
Отношения России со странами Европы в конце XVIII – начале XIX века. Великий князь Павел Петрович. Переход Суворова через Альпы
Правление Павла I. Реформы Александра I. Аракчеевщина. Вторжение армии Наполеона в Россию.Западная граница России: план Александра I, план
Наполеона. Битва за Смоленск. Бородинское сражение. Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны. Поход русской армии в Европу
в 1813 – 1814 года. Россия после войны с Наполеоном. Император Николай I. Восстание декабристов. Реформы Николая I. Войны России на Кавказ.
Отношения России с другими странами при Николае I. Крымская война. Оборона Севастополя.
Тема 4. Россия в конце XIX – начале XX века — 13 часов.
Царь – освободитель Александр II. Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. Международные отношения России при Александре II.
Россия и Средняя Азия. Русско – турецкая война 1877 – 1878 годов. Революционные организации в России в конце IX века. Российское государство в
период правления Александра III.Укрепление самодержавия Александром III. Отношения России с европейскими странами, конец правления
Александра III. Царствование Николая II. Обострение международных отношений. Война с Японией. Революционные выступления 1905 – 1907 годов.
Россия перед Первой мировой войной. Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года.
9 КЛАСС (68 часов)
Тема 1. Россия в начале XX века – 10 часов.
Правление Николая II . Антиправительственные движения начала XX века. Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг».
Революционные события 1905—1907 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье». Созыв Государственной Думы. Формирование различных
политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
6

«Серебряный век» русской культуры.
Первая мировая война и участие в ней России. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
Тема 2. Россия в 1917 – 1920 годах – 8 часов.
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Экономический и политический кризис в
России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде. Захват Зимнего дворца и низложение Временного правительства. Провозглашение Советской
власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви.
Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии:
М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения.
«Зеленые» и повстанческая крестьянская армий батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского
правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания
людей.
Тема 3. Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX века – 9 часов.
Новая экономическая политика (НЭП) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.
Положительные и отрицательные результаты НЭП. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция СССР. Положение народов Советской страны.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и
государственной власти в руках И. В. Сталина.
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.).
Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский,
К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
Тема 4. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов – 14 часов.
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление
армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японей (о. Хасан, р. Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка
гитлеровской Германии к наступлению на СССР.
7

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание
государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Роль Г.
К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников
тыла.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление
немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории
и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии.
Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны.
Тема 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах – 13 часов.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей
промышленности.
Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение, культа личности и первые реабилитации репрессированных. Хрущёвская «оттепель».
Всемирный Фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Освоение целины.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Война в Афганистане. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения
населения и морального климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын).
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах.
Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Тема 6. Новая Россия в 1991—2003 годах – 8 часов.
Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы.
Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране. Сегодняшний день России.
Резерв – 6часов.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой
темы

7 КЛАСС
№

Наименование раздела, темы

Кол-во часов
8

Древняя Русь. 11ч.
1.

Вводный урок. Мир истории.

1

2.

Происхождение славян

1

3.

Места расселения славян.

1

4.

Славяне и соседние народы.

1

5.

Хазары. Византия.

1

6.

Облик славян и черты их характера.

1

7.

Хозяйство и образ жизни восточных славян

1

8.

Хозяйство и образ жизни восточных славян

1

9.

Жилища, одежда восточных славян

1

10.

Языческие традиции восточных славян

1

11.

Повторение по теме «Древняя Русь»

1

Древнерусское государство. 7ч.
12.

Как возникло Древнерусское государство.

1

13.

Об Аскольде, Дире и их походах на Византию.

1

14.

Походы князя Олега

1

15.

Князь Игорь из рода Рюриковичей.

1

16.

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

1

17.

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав

1

18.

Обобщающий урок по теме: «Древнерусское государство»

1

Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 17 ч.
19.

Сыновья князя Святослава.

1

20.

Князь Владимир Красное солнышко.

1

21.

Крещение Руси

1
9

22.

Походы князя Владимира

1

23.

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

1

24.

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

1

25.

Князь – воин, строитель, книжник.

1

26.

«Русская правда»

1

27.

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

1

28.

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

1

29.

Князь Владимир Мономах.

1

30.

Распад Руси на отдельные княжества.

1

31.

Новгородская Республика.

1

32.

Ростово-Суздальское княжество в XII веке.

1

33.

Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы.

1

34.

Культура Руси Древней Руси.

1

35.

Обобщающий урок по теме: «Крещение Руси. Расцвет Русского государства».

1

Русь в борьбе с завоевателями.17ч.
36.

Образование монгольского государства.

1

37.

Нашествие монголов на Русь

1

38.

Нашествие монголов на Русь

1

39.

Александр Невский

1

40.

Ледовое побоище.

1

41.

Власть Орды над русскими князьями.

1

42.

Объединение русских земель против Золотой Орды

1

43.

Иван Калита

1

44.

Московское княжество при Иване Калите

1
10

45.

Московский князь Дмитрий Иванович

1

46.

Куликовская битва

1

47.

Наследники Дмитрия Донского. Василий Тёмный

1

48.

Собирание Руси Иваном III.

1

49.

Освобождение Руси от Золотой Орды

1

50.

Управление государством Иваном III.

1

51.

Обобщающий урок по теме «Русь в борьбе с завоевателями»

1

Единое Московское государство. 16ч.
52.

Русь в XVI в.

1

53.

Начало правления Ивана IV.

1

54.

Реформы Избранной рады.

1

55.

Войны Ивана Грозного.

1

56.

Ливонская война

1

57.

Опричнина.

1

58

Покорение Сибири

1

59.

Россия после Ивана Грозного.

1

60.

Лжедмитрий II. Семибоярщина.

1

61.

Минин и Пожарский: за веру и Отечество.

1

62.

Воцарение династии Романовых. Алексей Михайлович Романов.

1

63.

Укрепление южных границ России. Казаки.

1

64.

Развитие России в XVII.

1

65.

Развитие России в XVII.

1

66.

Культура в Российском государстве VI-XVII веков

1

67.

Культура в Российском государстве VI-XVII веков

1
11

68.

Повторение по курсу «История России 7 класс»

1

ВСЕГО

68ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№

Наименование раздела, темы
Российское государство в конце XVII- начале XVIII века. 15ч.

1,2

Наше Отечество – Россия в XVII веке.

2

3

Детство и юность Петра I (1672-1689).

1

4

Борьба за власть. Правление Софьи.

1

5

Начало правления Петра I.

1

6

Великое посольство(1697-1698). Возвращение Петра I в Москву.

1

Северная война (1700-1721). Основание Петербурга.

2

9

Заслуги Петра Великого в истории России. Промышленность и сельское хозяйство.

1

10

Заслуги Петра Великого в истории России. Изменения в управлении государством.

1

11

Заслуги Петра Великого в истории России. Табель о рангах. Указ о единонаследии.

1

12

Образование и культура при Петре I.

1

13

Семья Петра I.

1

14

Обобщающий урок по 1 главе.

1

15

Викторина по деятельности Петра I.

1

7,8

Кол-во часов

Российская империя после Петра I. 12ч.
16,17
18

Екатерина I и Пётр II.

2

1

1
12

Царствование Елизаветы Петровны(1741-1761).

2

21

Воцарение Петра III

1

22

Начало царствования Екатерины II

1

23

Войны в России в период правления Екатерины II.

1

24

Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева.

1

25

Развитие образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой.

1

26

Повторительно- обобщающий урок по 2 главе.

1

27

Контрольное тестирование по 2 главе.

1

19,20

Российская империя в первой половине XIX века. 16ч.
Отношения со странами Европы в конце XVIII - начале XIX века.

2

30

Начало правления Александра I. Реформы. Аракчеевщина.

1

31,32

Вторжение армии Наполеона в Россию. Битва за Смоленск.

2

33-36

Отечественная война 1812.

4

37

Начало правления Николая I. Восстание декабристов.

1

38

Реформы Николая I.

1

39

Войны на Кавказе. Отношение России с другими странами при Николае I.

1

Крымская война. Оборона Севастополя.

2

42

Обобщающий урок по 3 разделу.

1

43

Контрольное тестирование по 3 главе.

1

28,29

40,41

Россия в конце XIX – начале XX века. 25ч.
44

Царь-освободитель Александр II (1855-1881).

1

45

Отмена крепостного права.

1
13

46

Военные реформы Александра II.

1

47

Международные отношения России при Александре II.

1

48

Русско-турецкая война 1877-1879гг.

1

Революционные организации в России в конце XIX века.

2

51

Обобщающий урок.

1

52

Контрольное тестирование по итогам 3 четверти.

1

Царь Александр III миротворец (1881-1894 гг.).

4

57

Последний российский Император – Николай II(1894-1917).

1

58

Россия в начале царствования Николая II.

1

59

Реформы П. А. Столыпина

1

60

Война с Японией.

1

61

Начало революционных выступлений 1905-1907 годов.

1

62

Серебряный век русской культуры.

1

63

Россия перед Первой мировой войной(1908-1914).

1

Участие России в Первой мировой войне.

2

66

Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.

1

67

Повторительно-обобщающий урок.

1

68

Контрольное тестирование по итогам 4 четверти.

1

49,50

53-56

64,65

Итого:

68 ч

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».