1
–
–
–
–
–
–
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ЕГЭ – единый государственный экзамен;
ОГЭ – основной государственный экзамен;
КИМ – контрольно-измерительные материалы;
ООП – основная образовательная программа;
УУД – универсальные учебные действия.
Траектории (треки) развития системы оценки качества подготовки обучающихся
Положение ВСОКО разработано с учетом федеральных треков оценки качества образования:
1) объективность оценки качества подготовки обучающихся;
2) сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся;
3) оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся.
Трек 1
Объективность оценки качества подготовки обучающихся
Позиции оценивания
- по обеспечению объективности процедур оценки качества образования
– проведение мероприятий по формированию позитивного отношения к объективной оценке
образовательных результатов;
– принятие мер по повышению объективности на этапе проведения процедур оценки качества
образования и при проверке результатов
Трек 2
Сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся
Позиции оценивания
– по обеспечению оптимизации графиков проверочных и диагностических работ в
соответствии рекомендациями Минпросвещения и Рособрнадзора;
- сформированность объективной ВСОКО в МАОУ СОШ № 96
Трек 3
Оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся
Позиции оценивания
– по соответствию уровня подготовки обучающихся ФГОС (НОО, ООО, СОО);
– по оценке функциональной грамотности;
– по популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на
национальном уровне (НИКО, МСИ и др.)
– по выявлению уровня сформированности
результатов (НОО, ООО, СОО);
– по оценке функциональной грамотности
предметных
и
метапредметных
В основу ВСОКО положены следующие принципы развития системы оценки качества
подготовки обучающихся на основании треков оценки качества образования:
– объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
– реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся
при оценке результатов их обучения и воспитания;
–открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
-преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки
качества образования;
–доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
–рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку
деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
-повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
–оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей
2
качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
–инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих
возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
–минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
– сопоставимости системы показателей с региональными аналогами;
–взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;
–соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в ОУ
1. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
–
качество образовательных программ;
–
качество условий реализации образовательных программ;
–
качество образовательных результатов обучающихся;
–
удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного
года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании Школы.
2.3. Основные мероприятия ВСОКО:
–
оценка соответствия реализуемых в Школе образовательных программ федеральным
требованиям;
–
контроль реализации основных образовательных программ;
–
контроль освоения основных образовательных программ;
–
оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) федеральным
требованиям;
–
контроль состояния условий реализации ООП (по уровням общего образования) и
мониторинг развития условий реализации ООП (по уровням общего образования);
–
мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов;
–
оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных
результатов освоения ООП (по уровням общего образования);
–
мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
–
мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся
личностных УУД;
–
контроль реализации Программы воспитания;
–
контроль реализации Программы коррекционной работы;
–
оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования;
–
систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов
по итогам ВСОКО;
2.6. Мероприятия ВШК являются частью ВСОКО.
2.7. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки
контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно руководителем Школы.
2.8. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой
план работы Школы.
2. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП (по уровням общего образования),
разработанных на основе ФГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные
результаты.
3.1.1. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится в следующих
формах:
–
промежуточная аттестация;
–
накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с
3
использованием технологии портфолио);
–
анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ;
–
итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы по выбору);
–
анализ результатов ГИА.
3.2. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего образования),
разработанных на основе ФГОС, выступают:
–
предметные результаты обучения;
–
метапредметные результаты обучения;
–
личностные результаты;
–
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
–
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах:
–
промежуточная аттестация;
–накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся;
–
анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ;
–
итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
–
анализ результатов ГИА.
Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по параметрам
согласно приложению 1.
3.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) проводится по параметрам согласно приложению 2. Обобщенные параметры оценки,
внесенные в приложение 2, подлежат детализации по критериям в соответствии с требованиями
ФГОС. Детализацию делает лицо, ежегодно назначаемое руководителем Школы.
3.2.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования)
диагностируется в ходе мониторинга личностного развития обучающихся по параметрам согласно
приложению 3.
3.2.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня
оцениваются по критериям и показателям, приведенным в приложении 4.
3.2.5. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается в
конце каждого учебного года на основании опросов, которые проводятся раз в полгода.
3.2.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты
индивидуального учета фиксируются:
–
в сводной ведомости успеваемости;
–
в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося.
3. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные
согласно требованиям образовательных стандартов (ФКГОС, ФГОС начального общего,
основного общего и среднего общего образования). Оценка ООП соответствующего уровня
общего образования проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам согласно
приложению 5.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к протоколу
утверждения программы педагогическим советом МАОУ СОШ № 96.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или дополнений
проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС
соответствующего уровня общего образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их
внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам:
–
соответствие тематики программы запросу потребителей;
–
наличие документов, подтверждающих этот запрос;
–
соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного
4
образования;
–
соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их
наличии);
–
наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения
программы обучающимся.
4.2.1. Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме анализа занятия
(приложение 7).
4. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на
основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого- педагогическим, материальнотехническим и информационно-методическим условиям.
5.2. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение
контроля состояния условий, на основе критериев, указанных в приложении 6.
5.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации
образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям
эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию.
5.4. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
–
на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
–
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
5.5. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния
условий. Предметом контроля выступают:
–
выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
–
совокупное состояние условий образовательной деятельности в Школе.
5.6. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности Школы включаются в отчет о самообследовании.
5. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
–
личностного развития обучающихся;
–
достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
–
показателей отчета о самообследовании.
6.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в
приложения 2–6.
6. Документация ВСОКО
7.1. Документация ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов
контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
7.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом ВСОКО является отчет о
самообследовании.
7.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по результатам ВШК,
локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений
ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
7.4. Лицо, координирующее своевременную и качественную подготовку документов ВСОКО,
ежегодно назначается приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольнооценочных работ и подготовке отчета о самообследовании».
7.5. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
руководителем Школы.
7. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с Положением о формах, периодичности,
порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
8.2. Текст настоящего Положения подлежит размещению в установленном порядке на
официальном сайте ОО
5
Приложение
1
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
Единица
измерения
№
Показатели оценки предметных образовательных результатов
1
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на
Чел./%
«4» и «5» по
результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
2
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Балл
3
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
4
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Балл
5
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Балл
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому
языку, в общей численности выпускников 9-го класса
Чел./%
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по
математике, в общей численности выпускников 9-го класса
Чел./%
6
7
8
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, Чел./%
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности
выпускников 11-го класса
9
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, Чел./%
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности
выпускников 11-го класса
10
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
Чел./%
11
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11-го класса
Чел./%
12
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, Чел./%
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9-го класса
13
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, Чел./%
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в
6
общей численности выпускников 11-го класса
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в
общей численности учащихся
Чел./%
Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:
Чел./%
– муниципального уровня;
Чел./%
– регионального уровня;
Чел./%
– федерального уровня;
Чел./%
– международного уровня
Чел./%
16
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, в общей численности учащихся
Чел./%
17
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих Чел./%
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
14
15
7
Приложение
2
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Показатели оценки метапредметных образовательных
результатов
Группа
метапредметн
ых
образовательн
Уровень
ых
начального
результатов общего образования
Метапредмет Слово
ные
Число
понятия
Знак
и термины
Признак
Определение
Информация
Цель
Результат
Реальный
Виртуальный
Практический
Теоретический
Уровень основного
общего
образования
Форма
Уровень среднего метод
общего образования оценки
и
Процесс
Индивид
Опрос
Явление
Общее
Частное
Причина
Следствие
Закономерность
Тенденция
Объект
Субъект
Анализ
Синтез
Гипотетический
Вероятностный
Личность
Духовное (волевое)
Душевное
(психическое)
Сознание
Самосознание
Детерминация
Интеграция
Дифференциация
Экстраполяция
Система
Синергия
письменный
8
Личностные Смыслообразование
и
моральноУУД
этическая
ориентация
в
вопросах:
саморегуляции пове
дения;
– взаимодействия с
окружающими;
– здорового образа
жизни
Регуляти
вные
УУД
Освоение способов
решения проблем
творческого
и
поискового
характера
Смыслообразование
и моральноэтическая
ориентация
в
вопросах:
– индивидуального
стиля
познавательной
деятельности;
– эффективной
коммуникации
;
– ответственност
и за собственные
поступки,
нравственного долга;
гражданской
активности;
– отношения к труду
и выбору профессии
Смыслообразовани
е
и
моральноэтическая ориентац
ия в вопросах:
–выбора жизненной
стратегии,
построения
карьеры;
– средств
и
методов
самоактуализации
в условиях
информационного
общества;
-морального
выбора;
– взаимоотношени
я полов, создания
семьи;
– готовности
к активной
гражданско
й практике;
российской
идентичности;
– отношения к
религии
как
форме
мировоззрения
Способность
принимать
и
сохранять
цели
учебной
деятельности
Умение
Способность
и
самостоятельно
готовность
к
планировать пути
самостоятельном
достижения целей;
у поиску методов
осознанно
выбирать решения
наиболее эффективные практических
способы решения
задач,
учебных
и
применению
познавательных
различных
задач
методов познания,
в том числе для
решения
творческих
и
поисковых задач
Наблюдени
еи
диагностика
в
рамках
мониторинг
а
личностног
о развития
Встроенное
педагогичес
- кое
наблюдение
9
Умение
планировать,
контролировать и
оценивать
свои
учебные действия
Умение
соотносить свои
действия
с
планируемыми
результатами;
корректировать
планы в связи с
изменяющейся
ситуацией
Умение
самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять
планы
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных
ситуациях
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способность действовать даже в ситуациях неуспеха
Познаватель Использование
ные
знаковоУУД
символических
средств, схем
решения учебных
и практических
задач
Умение создавать, применять и
Комплексная
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач
контрольная
работа на
основе текста
Активное
Умение осознанно
Владение
использование
речевых средств и
ИКТ
использовать
речевые средства
языковыми
средствами; умение
ясно, логично и
точно
излагать
свою точку зрения,
использовать
адекватные
языковые средства
Работа с
информацией:
использование
различных способов
поиска,
сбора,
обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными
и познавательными
задачами
Готовность и способность к
самостоятельной
информационно- познавательной
деятельности,
владение
навыками получения
необходимой
информации
из
словарей разных типов, умение
ориентироваться
в
различных
источниках информации, критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных источников
10
Использование
ИКТ-технологий в
учебной
деятельности
Формирование и
развитие
компетентности
в области ИКТ
Умение
использовать ИКТ
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности
Оценка
результатов
проекта по
информатике
или
технологии
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей Комплексная
контрольная
и жанров
работа
на
Умение
определять
понятия,
создавать
Первичное освоение
основе
классифицировать,
логических операций обобщения,
текста
самостоятельно выбирать основания и
и
критерии
для
классификации,
действий (анализ,
устанавливать
причинносинтез,
следственные
связи,
строить
классификация)
логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы
Освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии
Умение
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные способы
решения
учебных
и
познавательны
х задач
Владение
навыками
познавательно
й рефлексии
как осознания
совершаемых
действий, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных
задач и средств
их достижения
11
Коммуник
ативные
УУД
Умение
Умение
использовать
использовать
речевые средства
речевые
в соответствии с
средства
в
целями
соответствии с
коммуникации:
целями коммуникации:
– участие
в – участие
в
диалоге;
дискуссии;
– первичный опыт
– развитие
презентаций;
опыта
– создание текстов презентаций;
художественного
– создание текстов
стиля;
художественного,
– использование в публицистическог
речи не менее трех о
изобразительнои
научновыразительных
популярного стилей;
средств языка
– использование в
речи не менее
семи
изобразительновыразительных
средств
Умение
Взаимодействие с
организовыват
партнером,
адекватная оценка ь учебное
сотрудничество
собственного
со сверстниками
поведения
и педагогами
Умение
использовать
речевые
средства
в
соответствии с
целями
коммуникации:
– участие
в
дебатах;
– устойчив
ые навыки
презентаций;
– владение всеми
функциональным
и стилями;
– владение
всеми
основными
изобразительновыразительным
и
средствами
языка
Текущий
диагностический
контроль по
русскому
языку
Умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействоват
ь в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
участников
деятельности
Наблюдение
за
ходом
работы
обучающегося
в группе
Готовност
ь
разрешать
конфликт
ы,
стремление
учитывать и
координирова
ть
различные
мнения
и
позиции
Способность осуществлять взаимный контроль результатов
совместной учебной деятельности; находить общее решение
Готовность и
способность
формулировать и
отстаивать свое
мнение
Готовность
и
способность
учитывать мнения
других в процессе
групповой работы
12
Приложение
3
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Мониторинг личностного развития обучающихся
№
1
2
Диагностируемое
личностное
качество
Показатель
сформированности
Сформирова
нность
личностных
УУД
Готовность и
способность
к
смыслообразова
нию и моральноэтической ориен
тации
Количество
учащихся,
демонстрирую
щих
готовность
и
способность
к
смыслообразованию и
моральноэтической
ориентации
Встроенное
наблюдени
Наличие
ценностной
ориентации
гражданского вы
бора и владение
общественнополитической
терминологией
Количество
учащихся,
демонстрирую
щих наличие
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и
владение
общественнополитической
терминологией
Встроенное
Наблюдение
Тестирова
ние
Освоение
понятия
российской
идентичности.
Принятие
культурноисторических
практик России
Количество
учащихся,
освоивших
понятие
российской
идентичности
и
демонстриру
ю
щих
принятие
культурноисторических
Опрос.
ПедагогВстроенпсихолог
ное
педагогиче
ское
наблюдение
Сформирова
нность
активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность
Предмет
Оценочмониторинга ная
по
процедура
показателю
Испол
нитель
Периодичность
процедур
мониторинга
Классный
В
течение
руководитель года, в рамках
Тьютор
классных
часов
е
Педагогпсихолог
Кл. рук-ль
Учителя
истории/
обществозна
ния
Ежегодно,
в
конце учебного
года
13
практик
России
3
Готовность
к
продолжению
образования
на
профильном
уровне,
к
выбору
профиля
обучения
Социальнокультурный
опыт учащихся
Единицы
портфолио,
подтверждаю
щие
социальнокультурный
опыт
учащегося
Статистический
учет
Классный
руководитель
Тьютор
Понимание
учащимся
собственных
профессиональных
склонностей
и способностей
Количество
учащихся,
своевременно
ознакомленных
с
заключением
педагогапсихолога о
профессиональных
склонностях
и
способностях
учащихся
Статистический
учет
Классный
Первый раз на
руководитель этапе
Тьютор
предпрофильной
подготовки (по
окончании
учащимися 7–8го классов).
Второй раз –
по окончании
уровня
основного
общего
образования
Положительный
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного плана,
соответствующих рекомендованному
профилю
обучения
Количество
Статисучащихся,
тический
имеющих
учет
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответствующих
рекомендован
ному
профилю
обучения
Классный
руководитель
Тьютор
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
соответствует
рекомендованно
Количество
учащихся,
имеющих
завершенные
и
презентованные проекты,
тематика
Классный
руководитель
Тьютор
Статистический
учет
14
4
5
Готовность
и
способность
к
саморазвитию на
основе
существующих норм
морали,
национальных
традиций,
традиций
этноса
Сформирова
нно
сть
культуры
здорового
образа
жизни;
ценностное
му профилю
которых
соответствует
рекомендован
ному
профилю
обучения
Освоение
учащимися
существующих
норм морали,
национальных
традиций,
традиций
этноса
Количество
Опрос
учащихся,
демонстриру
ю
щих
освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация,
нормы
морали,
национальная
и этническая
идентичность,
семья, брак
ПедагогЕжегодно
(в
психолог
конце учебного
Классный
года)
руководитель
Тьютор
в
рамках
содержания
рабочих
программ по
обществозна
нию и (или)
литературе
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
свидетельст
вует о
патриотических
чувствах
учащегося,
его интересе
к культуре и
истории
своего
народа,
ценностям
семьи и
брака
Количество
Статисучащихся,
тиче
имеющих
ский учет
завершенные
и презентован
ные проекты,
тематика
которых
свидетельству
ет
о
патриотических
чувствах
учащегося,
его
интересе к
культуре и
истории
своего
народа
Классный
Ежегодно
(в
руководитель конце учебного
Тьютор
года)
Демонстрация
культуры
здорового
образа
жизни
в
среде
образования
и
Стабильность
посещения
занятий
физической
культурой.
Сокращения
количества
пропусков
Классный
Ежегодно
(в
руководитель конце учебного
Тьютор
года)
Статистиче
ский учет
Отзыв
классного
Руководителя
15
6
7
отношение
к труду
социальных
практиках
уроков по
болезни.
Соблюдение
элементарных
правил
гигиены
Сформирова
нность
ценностного
отношения
к труду
Демонстрация
уважения
к
труду
как
способу
самореализации
Уровень
активности
участия
в
трудовых
практиках, в
том числе в
качестве
волонтера
Отзыв
классного
руководителя
Классный
Ежегодно, (в
руководитель конце учебного
Тьютор
года)
Сформирова
нность
основ
экологической
культуры
Готовность
учащихся к
экологически
безопасному
поведению
в быту
Освоение
понятий
экологического
содержания
Единицы
портфолио,
подтверждающие
социальнокультурный
опыт
учащегося
Опрос.
Статистический
учет
Учитель
Ежегодно
(в
биологии
конце учебного
Классный
года)
руководитель
Тьютор
16
Приложение
4
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Критерии и показатели мониторинга результатов школьного, муниципального
и регионального этапов олимпиады (конкурса)
№
Критерии
Показатели
Источники информации
п/п
1
2
3
4
Результативность
участников при переходе
со школьного уровня на
муниципальный,
с
муниципального
на
региональный
этап
олимпиады
Участие педагогов
в предметных комиссиях
школьного,
муниципального
и
регионального
этапов
олимпиады
Массовость участия в
ВСОШ на разных
уровнях, в т.ч. и
региональном этапе
олимпиады
Количество
участников
различных
этапов,
которые
показали
минимум
25%
от
максимального балла по
системе оценивания.
Школьный,
муниципальный,
региональный рейтинг по
результатам участия в
олимпиаде
Количество
учителей участников
жюри предметных
комиссий
Приказы о составе жюри
муниципального
и
регионального
этапов
олимпиады
Общее
количество
участников каждого этапа в
процентах от общего числа
обучающихся
в
этих
классах.
Положительное
состояние
дел,
если
Школа занимает более
высокое
положение
относительно
среднего
показателя
в
муниципалитете, регионе.
Базы
участников
олимпиады
школьников.
Эффективность
регионального
этапа
олимпиады по каждому
предмету
Количество учащихся
9–11-х
классов в списках
участников
регионального
и
заключительного
этапов олимпиады.
Положительное
состояние
дел,
если
Школа имеет участников
регионального и (или)
заключительного
этапа
олимпиады
Базы
участников
регионального и (или)
заключительного этапа
олимпиады
17
5
6
Результативность
участия в
муниципальном,
региональном и
заключительном этапе
олимпиады
Реализация
цели
профильной ориентации
участников олимпиады
Общее
количество
победителей и призеров
муниципального,
регионального,
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если Школа имеет
призеров и победителей
муниципального,
регионального
и
заключите
этапа
олимпиады
Количество победителей и
призеров регионального
этапа олимпиады для 11-х
классов, сдавших ЕГЭ по
предмету
участия
в
региональном этапе на
баллы, позволившие им
поступить в профильные
вузы, в процентах от их
общего числа.
Отчеты
жюри
по
каждому
этапу
олимпиады
Статистические данные по
вузам
Количество победителей и
призеров заключительного
этапа олимпиады для 11-х
классов, поступивших в
профильные
вузы,
в
процентах от их общего
числа.
Положительная оценка
профильного характера
олимпиады,
если
выпускники
выбирают
профиль
образования в соответствии
с учебным предметом, по
которому
выиграли
олимпиаду
18
Конкретные показатели по обеспечению объективности школьного этапа ВсОШ
Исключение фактов нарушения порядка проведения процедуры, в т.ч.:
Использования обучающимися справочно-информационных материалов по
предмету работы
оказания содействия («подсказывания») обучающимся со стороны организаторов
выноса работ обучающихся и КИМ во время проведения процедуры
свободного перемещения по аудитории участниками процедуры
общения обучающихся друг с другом
использования телефонов и иных средств передачи информации организаторами и
участниками процедуры во время ее проведения
покидания аудитории организатором в аудитории
занятия организатором в аудитории посторонними делами (чтение, разговоры и
пр.)
присутствия в аудитории посторонних лиц
отсутствия фиксации на доске времени начала и окончания процедуры
обеспечения сохранности данных при сборе, передаче и обработке результатов
Обеспечение объективности оценивания выполненных обучающимися
работ:
Проверка работ осуществлена школьной предметной комиссией
Проверка работ осуществлена межшкольной предметной комиссией
Проверка работ осуществлена муниципальной предметной комиссией
Проверка работ осуществлена иным способом (в дополнительном комментарии
указать каким)
Количество аудиторий, задействованных для проведения проверки работ
предметной комиссией
из них обеспечено видеонаблюдением
из них фактически осуществлено видеонаблюдение
Х
Х
19
Приложение
5
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Критерии оценки образовательных программ
Критерии оценки
№
Единица
измерения*
1. Образовательная деятельность
1.1
1.2
1.3
1.4
Общая численность обучающихся, осваивающих
основную образовательную программу:
Чел.
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
20
3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
3.1
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
3.2
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП части,
формируемой участниками образовательных отношений
Имеется/не
имеется
3.3
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
3.4
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций Имеется/не
образовательной организации, социального запроса потребителей имеется
образовательных услуг
3.5
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по составу
предметных областей и наименованиям учебных предметов
Соответствует/не
соответствует
3.6
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по объему
часов
Соответствует/не
соответствует
3.7
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
Соответствует/не
соответствует
3.8
3.9
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин Имеется/не
(модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие
имеется
требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений
3.10 Отношение количества рабочих программ курсов части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений, к
количеству обучающихся, осваивающих ООП
Имеется/не
имеется
Количество ед. на
1 обучающегося
3.11 Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
Количество ед./не
имеется
– по очно-заочной, заочной форме
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно Количество
ед./не имеется
развивающимися сверстниками
– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные
рамках профориентации
проекты в
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество
ед./не имеется
Количество
ед./не имеется
3.12 Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется/не
имеется
3.13 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС
по составу и наименованию направлений внеурочной деятельности
Соответствует/не
соответствует
21
3.14 Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям ФГОС
по объему часов
Соответствует/не
соответствует
3.15 Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности Соответствует/не
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
соответствует
формирования и развития УУД и Программе воспитания
Имеется/не
3.16 Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для
курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной имеется
деятельности
3.17 Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности
требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
3.18 Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся,
осваивающих ООП
Количество ед. на
1обучающегося
3.19 Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется/не
имеется
3.20 Соответствие Программы формирования и развития УУД
требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
3.21 Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и
развития УУД в общем объеме программы в часах
%
3.22 Наличие Программы воспитания
Имеется/не
имеется
3.23 Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
3.24 Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общем %
объеме программы в часах
*
В ходе внутренней оценки вы можете выбрать один из вариантов маркировки.
22
Приложение
6
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Критерии оценки условий реализации образовательных программ
Контроль состояния условий
Группа
условий
Критерии оценки
Едини
ца
измере
ния
Кадровые Численность/удельный
вес численности
условия
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование, в
общей численности
педагогических
работников
Чел./%
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников,
имеющих высшее
образование
педагогической
направленности
(профиля), в
общей
численности
педагогических
работников
Чел./%
Фактическ
ий
показатель
на старте
Планируемы
й
показатель
Факт
выполнения
23
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников, которым
по результатам
аттестации присвоена
квалификационная
категория, в общей
численности
педагогических
работников, в том
числе:
– первая;
- высшая
Чел./%
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников в общей
численности
педагогических
работников,
педагогический стаж
работы которых
составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Чел./%
Численность/удельный
вес численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников,
прошедших за
последние три года
повышение
квалификации по
профилю
профессиональной
деятельности и (или)
иной осуществляемой в
образовательной
организации
деятельности, в общей
численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Чел./%
24
Численность/удельный
вес численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников, имеющих
профессиональную
переподготовку по
профилю/направлению
профессиональной
деятельности или иной
осуществляемой в
образовательной
организации
деятельности, в общей
численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Чел./%
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников,
своевременно
прошедших
повышение
квалификации по
осуществлению
образовательной
деятельности в
условиях ФГОС
общего образования, в
общей численности
педагогических и
административнохозяйственных
работников
Чел./%
25
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников,
охваченных
непрерывным
профессиональным
образованием:
– тренинги, обучающие
семинары, стажировки;
– вне программ
повышения
квалификации
Чел./%
Численность/удельный
вес численности
педагогических
работников,
реализовавших
методические проекты
под руководством
ученых или научнопедагогических
работников
партнерских
организаций
Чел./%
Численность/удельный вес Чел./%
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями
или
призерами
конкурса
«Учитель
года»
Численность/удельный
численности
педагогических
работников,
являющихся
победителями
или
призерами
региональных
конкурсов
профессиональног
о
мастерства
вес Чел./%
26
Численность/удельный вес Чел./%
численности
педагогических
работников,
имеющих
публикации
в
профессиональных
изданиях на региональном
или
федеральном уровнях
Численность/удельный вес Чел./%
численности
педагогических
работников,
ведущих
личную страничку на
сайте школы
Психоло
гопедагог
ические
условия
Количество
педагоговпсихологов
штатном
расписании
Чел.
в
Количество
педагоговпсихологов по
совместительству
Чел.
Количество
педагогов
Чел.
социальных
Доля
педагогических Чел./%
работников с вмененным
функционалом тьютора в
общем
количестве
педагогических
работников
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогом-психологом
Программе воспитания
Доля
мероприятий,
курируемых
педагогом-психологом
Программе
формирования
и
развития УУД
Ед./%
в
Ед./%
в
27
Доля
курсов
внеурочной
деятельности,
разработанных при
участии
(соавторстве)
педагога-психолога
в
общем объеме курсов
внеурочной
деятельности в плане
внеурочной
деятельности
Ед./%
Ед.
Количество
дополнительных
образовательных программ
на
базе
школы,
разработанных при участии
(соавторстве)
педагогапсихолога
Наличие
оборудованного
помещения,
приспособленного
индивидуальных
консультаций с
обучающимися,
родителями
Материал
ьнотехническ
ие
условия
для
Имее
тся/
не
имее
тся
Наличие
оборудованных
образовательных
пространств
для
психологической
разгрузки;
рекреационных зон
Имее
тся/
не
имее
тся
Количество
компьютеров
расчете на
учащегося
Ед.
в
одного
Оснащенность учебных
кабинетов
(в
соответствии с
ФГОС/федеральными или
региональными
требованиями)
Ед./%
28
Да / нет
Наличие читального зала
библиотеки, в том числе:
– с обеспечением
возможности работы на
стационарных компьютерах
или использования
переносных компьютеров;
- с медиатекой;
- оснащенного
средствами
сканирования и
распознавания текстов;
– с выходом в интернет с
компьютеров,
расположенных в
помещении
библиотеки;
– с возможностью
размножения печатных
бумажных материалов
Численность/удельный вес Чел./%
численности
учащихся,
которым обеспечена
возможность пользоваться
широкополосным
интернетом (не менее 2
Мб/с), в общей численности
учащихся
Общая
площадь Кв. м
помещений, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность, в расчете на
одного учащегося
29
Количество
экземпляров
методиче учебной и учебноское
и методической
информа литературы в общем
единиц
цион ное количестве
хранения
обеспечен
библиотечного
ие
фонда, состоящих на
учете, в расчете на
одного учащегося
Учебно-
Ед./%
Количество
экземпляров
справочной
литературы в общем
количестве
единиц
хранения
библиотечного
фонда, состоящих на
учете, в расчете на
одного учащегося
Ед.
Количество экземпляров
научнопопулярной
литературы в общем
количестве
единиц
хранения
библиотечного
фонда,
состоящих на учете, в
расчете
на
одного
учащегося
Ед.
Соответствие
используемых
Соответс
тву ет/
30
учебников и учебных не
пособий федеральному соответстперечню
вует
Наличие
общедоступного
аннотированного
перечня
информационных
образовательных
ресурсов интернета
Да/Нет
Количество единиц
электронных
образовательных
ресурсов,
используемых при
реализации рабочих
программ по
предметам учебного
плана
Ед.
Количество единиц
цифровых
программных
продуктов,
используемых при
реализации плана
внеурочной
деятельности
Ед.
Ед.
Количество единиц
цифровых
программных
продуктов,
используемых для
обеспечения проектной
деятельности
обучающихся
Соответствие
содержания
сайта
требованиям статьи 29
Федерального закона
№ 273ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации»
Соответств./ Соответств
не
Соответств
соответств.
31
Приложение
7
к
Положению о внутренней
системе оценки качества
образования
Анализ занятия дополнительного образования
Ф. И. О. педагога дополнительного
образования
Образовательное объединение
Возраст учащихся
Дата занятия
Наименование программы
Тема занятия
Оборудование
Цель посещения и контроля
Схема анализа занятия
Этапы подготовки и
Действия педагога дополнительного
Параметры
реализации занятия
образования
оценки
Подготовка оборудования и
организация рабочих мест
обучающихся
Мотивация обучающихся
Сообщение темы занятия
Сообщение целей занятия
Педагог подготовил необходимое
оборудование или раздаточные
материалы для каждого ученика
до занятия
5–4
Педагог потратил время на занятии, чтобы
подготовить
необходимое
оборудование,
раздаточный материал или ничего не
подготовил
3–1
Педагог задал направление работы
обучающихся, настроил их на активную
деятельность. Рассказал, каких полезных для
жизни результатов достигнут на занятии
5–4
Не мотивировал учеников
3–1
Педагог сообщил тему занятия
5–4
Учащиеся сформулировали тему занятия
самостоятельно
3–1
Педагог сформулировал на понятном для
учащихся
языке
три
группы
целей:
образовательные, развивающие
и воспитательные. Педагог в целях учел
индивидуальные образовательные
возможности учащихся
5–4
Балл
32
Педагог сформулировал одну группу целей
(например,
только
образовательные).
Индивидуальные возможности не учел
3–1
Педагог провел актуализацию имеющихся у
школьников знаний, умений, способов действий
5–4
Педагог пропустил этап актуализации
3–1
Подведение
Педагог сформулировал цели и подвел итоги
для промежуточных этапов
5–4
промежуточных целей и
результатов
Педагог не сформулировал цели и
результаты промежуточных этапов, не подвел
итоги
3–1
Контроль активности учеников
Педагог проконтролировал и поощрил
активность учеников. Ученики активны
5–4
Педагог проконтролировал активность учеников
один или два раза. Ученики малоактивны
ИЛИ
Активность не проконтролировал. Ученики
пассивны
3–1
Педагог полностью использовал возможность
ьсамостоятельной работы: вовремя
5–4
Актуализация имеющихся у
обучающихся знаний
Организация
самостоятельной работы
организовал, смотивировал учеников,
рассказал критерии оценки или самооценки
самостоятельной работы, прокомментировал
оценку
Педагог частично использовал возможности
самостоятельной работы: ее на занятии было
недостаточно, не прокомментировал критерии
до того, как оценил результаты. ИЛИ
Самостоятельную работу не организовал
Анализ ошибок учеников, организация Педагог корректно объяснил, как
исправить недочеты. Мотивировал
самоанализа
учеников провести самоанализ
Оценка
работы
обучающихся на занятии
Актуализация внимания обучающихся
3–1
5–4
Педагог некорректно прокомментировал
недочеты, раскритиковал не выполнение
задания, а личностные качества ученика, не
предложил найти и объяснить ошибки
Педагог оценил работу учеников
объективно,
аргументировал по критериям. Критерии
ученики знали заранее
3–1
Оценил объективно, но не
аргументировал.
Критерии оценки ученикам неизвестны
3–1
Педагог проконтролировал уровень
внимания
учеников на разных этапах занятия,
поддержал внимание
5–4
Не проконтролировал уровень внимания
3–1
5–4
33
ИЛИ
Использовал приемы, которые не
повышали внимание учеников
Отработка умений
и способов действий
Индивидуализация
обучения
Разъяснение заданий
Оценка времени, которое
обучающиеся тратят
на задание
Последовательность этапов
занятия
Контроль времени на
занятии
Педагог выбрал задания, которые
способствовали
усвоению/повторению
главного в теме
5–4
Педагог выбрал задания, которые
частично
или
совсем
не
способствовали
усвоению/повторению главного в теме
3–1
Практические задания соответствовали
индивидуальному уровню освоения
программы учащимися, педагог
использовал
разноуровневые
задания
5–4
Практические задания не соответствовали
индивидуальному уровню освоения
программы учащимися, педагог не
использовал разноуровневые задания
3–1
Педагог разъяснил обучающимся, как
выполнить и оформить практические
задания
5–4
Педагог не разъяснил обучающимся, как
выполнить и оформить практические
задания
3–1
Педагог выбрал задания для
обучающихся,
в которых учел примерные затраты
времени на его выполнение. Затраты
времени соответствовали возможностям
обучающихся
Педагог выбрал задания для
обучающихся, в которых не
учел примерные затраты
времени на его выполнение. Затраты
времени не соответствовали
возможностям обучающихся
5–4
Педагог логично изложил материал. Этапы
5–4
3–1
занятия последовательны
Педагог допустил логические ошибки
в изложении материала. Этапы занятия
непоследовательны
3–1
Педагог рационально использовал время
5–4
занятия, не отвлекался на посторонние
разговоры с обучающимися,
контролировал
каждый этап и время занятия
34
использовал
3–1
Педагог мотивировал учеников подвести
5–4
Педагог
время
нерационально
занятия
Подведение итогов занятия
итоги занятия. Учащиеся подвели итоги
занятия в соответствии с целями и
задачами
занятия,
рассказали,
образовательных
каких
результатов достигли
Педагог подвел итог занятия. Цели,
задачи,
3–1
планируемые результаты обучения с
итогом
работы не сопоставил
ИЛИ
Педагог и ученики не подвели итоги
Рефлексия
Педагог использовал на занятии приемы
5–4
рефлексии
Педагог не провел рефлексию
3–1
35
Воспитание
интереса
занятиям кружка/секции
к
Формирование
универсальных учебных
действий (УУД)
Взаимоотношения педагога и
учащихся
Педагог воспитывал интерес учащихся к
занятиям:
предлагал
нестандартные
задания, мотивировал, работал
индивидуально с учениками и др.
5–4
Интерес учащихся к занятиям не
формировал
3–1
Педагог формировал или развивал УУД:
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные, личностные
5–4
Педагог не формировал УУД
3–1
Педагог создал на занятии благоприятную
обстановку,
школьникам
эмоционально
комфортно, отношения уважительные,
открытые
5–4
Эмоциональный климат неблагоприятный
(педагог авторитарен, излишне критикует
учеников или не поддерживает
дисциплину,
3–1
попустительствует учащимся и т. д.)
Целесообразность
использования
технических
средств обучения (ТСО)
Педагог использовал ТСО, которые
повышают качество образовательных
результатов
5–4
Педагог неоправданно использовал ТСО
3–1
(больше развлекали, чем обучали или
были
сложными для обучающихся)
Соблюдение
гигиенических
на занятии
санитарнотребований
Педагог соблюдал требования к
освещению,
5–4
температурному и воздушному режиму, к
технике безопасности, провел инструктаж по
технике безопасности и пр.
Педагог соблюдал требования, инструктаж не
3–1
36
проводил
Организация физкультминутки
на занятиях
Наличие
переутомления
обучающихся
признаков
у
Педагог
провел
физкультминутку,
содержание и форма физкультминутки
связаны с тематикой занятия, оптимально
выбрал время проведения
физкультминутки
5–4
Педагог не провел физкультминутку
3–1
Педагог спланировал занятие и выбрал
5–4
задания, которые не повысили
утомляемость
учеников
Педагог выбрал слишком сложные
задания,
3–1
не провел физкультминутку и не
предотвратил повышенную утомляемость
Учет ранее высказанных
замечаний и рекомендаций
педагогом (при наличии)
Педагог устранил недочеты, которые были
5–4
на предыдущих занятиях
Педагог не обратил внимания на
замечания и
пожелания эксперта, который оценивал
предыдущее занятие. Ошибки повторил
3–1
Количество баллов:
Вывод:
(если педагог набрал 30 и
менее баллов, то не
подготовил занятие)
Занятие
посетили:
заместитель
руководителя
С результатами контроля
ознакомлен(а)
37