Оценочные материалы по литературе 5-9кл

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Входной контроль. 5 класс
Внимательно прочитайте текст. Выберите один ответ на вопрос.
Валентин Берестов «Гусеница»
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы
увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила Девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А
Девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде больше меня не увидит.
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, потом на ветку, с ветки на листок.
Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.
Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
- Уф, как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их
насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую Девочку.
«Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное
гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»
Бабочка И Гусеница упала в траву. А Девочка увидела её и сказала:
- Какая красивая!
- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница
попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё колышутся большие разноцветные крылья.
«Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо! Я стала Бабочкой! Это бывает».
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

А1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте
1. Весна 2. Лето 3. Осень 4. Зима
А2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?
Действие происходит
А3. Что решила сделать обидевшаяся на Девочку Гусеница?
Гусеница решила
А4. Как ты думаешь, почему слова Гусеница и Девочка автор написал с большой буквы?
Гусеница и Девочка – это
А5. Перечисли главных героев этого текста.
Главные герои – это
А6. Как бы ты озаглавил этот текст? Это текст можно озаглавить так
А7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст?
1. Повесть 2. Рассказ 3. Сказка 4. Пьеса 5. Басня
А8. Продолжи предложение: Автор этого текста Валентин Берестов - человек наблюдательный, чуткий к красоте, мудрый,
ироничный________________________________________________________________________________________________

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Входной контроль. 6 класс
1. Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:
золотое кольцо, золотые руки, холодная погода, холодные отношения, железные нервы, теплая погода, теплые отношения, черный день.
2. Какие произведения относятся к устному народному творчеству? Почему оно получило такое название?

3. Чем отличается литературная сказка от народной?

4. Какие концовки волшебных сказок вы знаете?

5.

Подчеркните виды произведений, которые относятся к малым фольклорным жанрам:

Басня, пословица, сказка, былина, пьеса, загадка, поговорка, считалка, миф, частушка.
6.

Допишите пословицы:

Волков бояться - _________________________________________________________________
Делу время - _____________________________________________________________________
Любишь кататься, ________________________________________________________________
Встречают по одежке, _____________________________________________________________
Сам погибай, _____________________________________________________________________
На чужой каравай ________________________________________________________________

7. Укажите название той части басни, в которой содержится нравоучение:
А) исход
Б) аллегория
В) вывод
Г) мораль
8. Перечислите известные вам сказки А.С. Пушкина (всего их семь).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9. Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»)
А) благодаря знаниям, полученным от отца и деда
Б) случайно
В) благодаря тёплой погоде
Г) благодаря тому, что природа щедро снабжала его всем необходимым

10.

Определите жанр произведения К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Что позволяет вам сделать такой вывод?

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Входной контроль. 7 класс
Вариант 1
Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.
А1. Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где
действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества».
1) баллада
2) гимн
3) басня
4) рассказ
А2. Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству
1) предание
2) сказка
3) загадка
4) роман
А3. Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью
1) А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
2) В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
3) В.М. Шукшин «Срезал»
4) А.С. Пушкин «Дубровский»

Часть 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6
— Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.
— Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.
— Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.
Я поплелся к доске.
— Расскажите, как вы решили задачу, — спросил он спокойно и, — щелк, щелк — две бусины перекатились с правой стороны на левую. Я
был в его руках.
Класс смотрел на меня и ждал. Он ждал, что я буду проваливаться, и хотел, чтобы я провалился как можно медленней и интересней.
Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий. Но мне это не удалось. Тогда я
стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком путало меня и мешало сосредоточиться. Я еще надеялся, что вот-вот
прозвенит звонок и казнь придется отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы
раньше времени не делаться смешным.
— Мы вас слушаем, — сказал Харлампий Диогенович, не глядя на меня.
— Артиллерийский снаряд, — сказал я бодро в ликующей тишине класса и замолк.
— Дальше, — проговорил Харлампий Диогенович, вежливо выждав.
— Артиллерийский снаряд, — повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам. Но чтото крепко держало меня на привязи, которая натягивалась, как только я произносил эти слова. Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь
представить ход задачи, и еще раз рванулся, чтобы оборвать эту невидимую привязь.
— Артиллерийский снаряд, — повторил я, содрогаясь от ужаса и отвращения.
В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент, и решил ни за что не делаться смешным,
лучше просто получить двойку.
— Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? — спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством.
Он это спросил так просто, как будто справлялся, не проглотил ли я сливовую косточку.
— Да, — быстро сказал я, почувствовав ловушку и решив неожиданным ответом спутать его расчеты.
— Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал, — сказал Харлампий Диогенович, но класс уже и так смеялся...
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то
записал в свой блокнотик.
В1. Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2. Укажите, какой частью композиции является приведенный отрывок
1) экспозиция
2) завязка
3) кульминация
4) развязка
В3. Чем закончился этот урок для рассказчика, что он решил для себя?
1) перестал выполнять домашние задания
2) стал серьезней относиться к домашним заданиям
3) никогда не шутил с учителем
4) всегда был готов к уроку
В4. Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.
1) В каждой шутке есть доля правды.
2) Делу время - потехе час.
3) Смех смехом, а дело делом.
4) Чужим умом в люди не выйдешь.
В5. Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется
отменить»?
1) эпитет
2) сравнение
3) гипербола
4) олицетворение

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот
класса»? (см. выделенное сочетание слов)
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) олицетворение

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Входной контроль. 8 класс
А1. Какое произведение относится к жанру жития?
1) «Повесть временных лет»
2) «Повесть о Петре и Февронии...»
3) «Поучение Владимира Мономаха»
4) «Песнь о Вещем Олеге»
А2. Средство художественного изображения, основанное на преувеличении:
1) метафора
2) олицетворение
3) гипербола
4) литота
А3. Данко является героем произведения А.М. Горького
1) «Детство»
2) «Борис Годунов»
3) «Русские женщины»
4) «Старуха Изергиль»
А4. Сказки эти предназначались думающему читателю. Автор говорил, что писал их эзоповым языком.
1) Сказки А.С. Пушкина

2) Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
3) Сказки В.А. Жуковского,
Г) Русские народные сказки
А5. Какой герой говорит, что «породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек»?
1) Иван Грозный
2) Петр I
3) Остап
4) Тарас Бульба
А6. Его первой книгой был сборник «Записки охотника»
1) М.Ю. Лермонтов
2) Л.Н. Толстой
3) И.С. Тургенев
4) Н.А. Некрасов
А7. Какой художественный приём характерен для рассказов А.П. Чехова?
1) внутренний монолог
2) бытописание
3) психологизм
4) художественная деталь
Выберите одно из предложенных заданий С1.1 или С1.2 (Напишите не менее 10 предложений)
С1.1 Какие исторические события отражены в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, изученных в 7-м классе?

С1.2 Какие эпизоды из рассказов А.П. Чехова, изученных в 7-м классе, вызвали у вас смех? Что нелепого и грустного вы заметили в
произведениях писателя?

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021г.
Демоверсия
Входной контроль. 9 класс
1. Какие из жанров не являются жанрами русского фольклора?
а) быличка б) стихотворение в) загадка г) житие д) эпиграмма е) колыбельная ж) хороводная песня
2. Выберите произведение Древнерусской литературы:
а) «Кавказ» б) «Обоз» в) «Пугачев в темнице» е) «Шемякин суд» г) «Житие Сергия Радонежского» д) «Наталья, боярская дочь»
3. С какой целью в повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкин вносит сон Гринева?
а) характеризует Гринева б) предвещает развитие отношений двух персонажей в) характеризует Пугачева г) подчеркивает кровожадность
Пугачева
4. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а) путь, дорога б) могила в) буря, буран г) орел, ворон д) кинжал е) виселица
5. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное,
выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»
а) Марии Мироновой б) Василисы Егоровны в) Екатерины Второй г) Авдотьи Васильевны
6. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»?
а) женские б) мужские в) и те, и другие
7. Что можно назвать символом свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) степь б) Кавказ в) барса г) девушку - грузинку
8. В чем заключается основная идея поэмы «Мцыри»?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения б) тоска по воле в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
9. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
а) рассказы Хлестакова б) страх в) недоразумение г) известие о приезде ревизора
10. Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»
а) чиновничество б) крестьянство в) духовенство г) купечество д) мещанство е) помещики
11. Назвать одну из особенностей композиции комедии «Ревизор»:
а) малое количество персонажей б) частая смена лирического героя в) немая сцена г) автор видит себя одним из героев
12. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
а) отчуждение б) возмущение в) восторг г) пренебрежение
13. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка б) белые усы и бакенбарды в) «блестящие глаза и радостная улыбка г) «домодельные сапоги»
14. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа «После бала»?
а) важность судьбы героя после бала б) особое значение сцены расправы с солдатом в) важность утра, следующего за балом
15. Определите жанр произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»:
а) трагедия б) сатирический роман в) художественно-политическая сатира г) историческая летопись
16. Какие проблемы общества затрагивает Н.С. Лесков в рассказе «Старый гений»?
а) беззаконие, бесправие «маленьких людей» б) утопическую надежду на справедливое единоличное правление в) безграмотность, незнание
законов простыми людьми г) репрессии властей в отношении революционеров
17. Какой звук мог явиться истоком рассказа И.А. Бунина «Кавказ»?
а) звук выстрела б) стук вагонных колес в) шелест Ее платья г) звук слез д) звук дождя
18. «Рабом» какой страсти является Челкаш из одноименного рассказа Максима Горького?

а) денег, наживы б) любви к женщине в) самолюбия, желания властвовать над людьми
19. Символом чего является образ Родины в стихотворении А. Блока «Россия»?
а) покорности б) веры в будущее в) свободы г) неволи д) страдания за веру е) воинственной силы
20. Героя произведения А.Т. Твардовского «Василий Теркин» можно назвать:
а) исключительным б) обыкновенным в) заурядным
21. Характер героя в главе «О награде» из поэмы «Василий Теркин» раскрывается в
а) монологе героя б) рассказе о нем кого-то из присутствующих в) рассказе повествователя о нем
22. В главе «О награде» Василий Теркин предстает человеком:
а) тщеславным б) простым, добрым, жизнерадостным в) мечтающем о несбыточном
23. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом б) персонажем в) типом
24. Тема произведения - это
а) главная идея б) объект отображения в) конкретная описанная ситуация
25. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да б) нет в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа
26. Завязка - это
а) момент возникновения или обнаружения конфликта б) начало произведения в) первое появление главного героя
27. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция б) конфликт в) фабула
28. Как ощущает герой рассказа А.П. Платонова «Возвращение» Иванов час свидания с семьей?

а) радостный и тревожный б) тягостный и тоскливый в) долгожданный и тревожный г) счастливый и веселый д) мучительный, но радостный
29. Назовите фамилию Джульетты из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»:
а) Челлини б) Боттичелли в) Капулетти г) Мальдини д) Монтекки
30. На что направлено главное внимание Ивана Ивановича из рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»?
а) на критику жизни брата б) на восхищение усадьбой брата в) на поведение своих собеседников г) на анализ своего внутреннего мира.

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Промежуточный контроль. 5 класс
1. Назовите верховного бога Олимпа_________________________________________________________________________
2. Перечислите 3 названия басен И.А. Крылова________________________________________________________________
3. Соотнесите название сказки и её автора:
В.А. Жуковский

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин

«Спящая царевна»

4. Кто автор стихотворения «Бородино»? ___________________________________________________________________
5. Какую повесть Н.В. Гоголя мы изучали в этом учебном году?________________________________________________
6. Соотнесите героев и предметы из русских сказок (соедините их линиями):
Иван - крестьянский сын
Царевна - лягушка
Емеля
Солдат
Баба - яга
Кощей Бессмертный

Игла
Ступа
Стрела
Лягушачья шкура
Печка
Топор

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Промежуточный контроль. 6 класс
1. О каком герое идёт речь в приведённом отрывке? Укажи также автора и название произведения, из которого взят этот отрывок.
«... это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый,
почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. Он сам был великим
искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать».
2. Найди четвёртое лишнее. Объясни своё решение.
А) Эпос, пьеса, лирика, драма.
Б) «Синяя птица», «Маленький Мук», «Русалочка», «Белая цапля».
3. Продолжи вычитывание смыслов из предложения: Одна только ночь оставалась чёрту шататься на белом свете, но и в эту ночь он
выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу.
1. Жизнь у чёрта довольно хлопотная - он шатается по всему белому свету.
2. ... 3. … 4. ... 5. …6. ...
4. Составь аннотацию любой из книг, прочитанных тобою в первом полугодии.
5. Составь предложения со словами эпос, лирика, драма, включи в них названия прочитанных тобою произведений.
6. Составь цепочку, объединяющую название литературного рода, жанра и типа речи. (пример: лирика - песня - описание)
7. Придумай сюжет рассказа или напиши несколько предложений по началу:
«Было ранее погожее утро. Солнечные лучи пробивались в окошко, и было приятно понежиться в тёплой постели, как вдруг...»
8. Используй фразу «Был поздний вечер, но спать совсем не хотелось» как основу авторской ремарки для драматического произведения.
Запиши её в «правильном» варианте. Если нужно, уточни место действия, обстановку.

9. Соотнеси писателя с произведением.
В. Гауф
А.П. Чехов
М.Ю. Лермонтов
М. Метерлинк
Э.Т.А. Гофман
Н.В. Гоголь

«Русалочка»
«Щелкунчик и Мышиный Король»
«Страшная ночь»
«Ночь перед Рождеством»
«Маленький Мук»
«Синяя птица»

10. Придумай сюжет рассказа или напиши несколько предложений по началу: «Мы медленно поднимались по склону, уставшие, но
довольные, потому что привал был близок, как вдруг...»

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Промежуточный контроль. 7 класс
1 часть. Тест
1. Какому городу А.С. Пушкин признавался в любви?
А) Москве Б) Санкт- Петербургу В) Киеву Г) Кишиневу
2. Откуда А.С. Пушкин взял историю о вещем Олеге?
А) из рассказов Арины Родионовны Б) из летописи «Повесть временных лет» В) из фольклора Г) из Библии
3. Героем какого произведения А.С. Пушкина является Карл ХП?
А) «Медный всадник» Б) «Борис Годунов» В) «Полтава» Г) «Песнь о вещем Олеге»
4. Что олицетворяет кудесник в «Песне о вещем Олеге»? Укажите неверный ответ.
А) свободу Б) неподчинение власти В) страх перед князем Г) правдивость
5. Сюжет какой библейской истории был изображен на картинках в доме станционного смотрителя?
А) притча о добром самарянине Б) притча о сеятеле В) притча о блудном сыне Г) притча о мытаре и фарисее
6. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?
А) внесценический персонаж Б) «маленький человек» В) «лишний человек» Г) «благородный разбойник»
7. Почему Калашников просит братьев “помолиться за его душу грешную”? В чём его “грех”?
А) в убийстве человека Б) в продаже товаров втридорога В) в недостойном поведении по отношению к жене Г) безответственно отнесся к
судьбе своих детей
8. Что Кирибеевич, одурманенный красотой замужней женщины, попросил у царя?
А) сосватать его. Б) дать должность при дворе. В) отпустить в монастырь. Г) отпустить сражаться с басурманами

9. Укажите место проведения кулачных боев в Москве?
А) на Красной площади. Б) на Каменном мосту. В) на Москве-реке. Г) на Воробьиных горах
10. Что должны были сделать братья Калашникова в случае его гибели?
А) уехать за границу Б) продолжать его дело-торговлю В) тайно убить злодея Г) выйти на поединок
11. Кому Н.В. Гоголь дает такую характеристику «...весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»?
А) о Тарасе Бульбе Б) об Андрии В) об Остапе Г) о Кукубенко
12. Чем казаки заживляли раны в бою?
А) землей Б) подорожником В) йодом Г) салом
13. Кого так характеризует Н.В. Гоголь: «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно,
покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в
монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем
наукам»?
А) Андрия Б) Остапа В) Степана Гуску Г) Бовдюга
14. В чём состоял смысл жизни Тараса Бульбы?
А) в воспитании достойных сыновей Б) в создании счастливой семейной жизни В) в служении Родине и защите её от врагов Г) в сохранении
и поддержании традиций Запорожской Сечи
15. Что, по мнению Тараса, является матерью казаков?
А) сабля Б) Русская земля В) Запорожская Сечь Г) родной хутор
16. Каким образом два генерала оказались на необитаемом острове?
А) «По щучьему велению, по моему хотению» Б) в результате кораблекрушения их выбросило на необитаемый остров В) на необитаемом
острове их высадили пираты Г) генералы специально отправились на необитаемый остров
17. Где служили генералы?

А) в армии, Б) в регистратуре В) в суде, Г) в тайной жандармерии
18. Какой выход из положения придумали генералы, чтобы не умереть с голоду?
А) вызвали своих кухарок Б) найти мужика В) найти скатерть-самобранку Г) научиться охотиться и ловить рыбу
19. Кто в рассказе А.П. Чехова является хамелеоном?
А) полицейский Елдырин Б) Хрюкин В) надзиратель Очумелов Г) щенок
20. Чьей все-таки оказалась собачка?
А) генерала Жигалова, Б) повара генерала Жигалова, В) беспризорная, Г) брата генерала Жигалова

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Промежуточный контроль. 8 класс
1. Выбрать правильное утверждение:
А. Исторические песни рассказывают обо всех исторических личностях в истории страны.
Б. Исторические песни рассказывают об исторических событиях XV - XVII веков.
2. Кто из перечисленных исторических деятелей не является героем исторических песен?
А. Иван Грозный
Б. Емельян Пугачёв
В. Ермак Тимофеевич
Г. Владимир Красное Солнышко
3. Выбрать произведение, которое не относится к произведениям устного народного творчества:
А. Сказка
Б. Повесть
В. Загадка
Г. Былина
Д. Историческая песня
4. Выбрать правильное утверждение:
А. Исторические песни - песни, содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломлённые в фольклорной передаче
Б. Исторические песни - авторские песни об исторических событиях

5.Кто из перечисленных исторических лиц не мог быть героем исторических песен?
А. Пётр 1
Б. Николай 1
В. Степан Разин
Г. Добрыня Никитич
6. В каком веке происходит действие романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
А. В 17 веке
Б. В 18 веке
В. В 16 веке
Г. В начале 21 века
7. Кто главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
A. Маша Миронова
Б. Пугачёв
В. Пётр Гринёв
8. Что называется эпиграфом? Для чего нужен эпиграф в художественном произведении? Покажите на примерах, как связан эпиграф со
смыслом произведения.
9. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
A. Эпиграф раскрывает содержание главы
Б. Эпиграф предваряет появление героя
B. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.
10. Отметить верное суждение.

А. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является изложением реальных событий
Б. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - плод авторского вымысла.
B. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» основана на историческом материале, дополненном художественным вымыслом.
11. Отметить верное суждение.
A. История Маши Мироновой действительно произошла в 18 веке.
Б. История Гринева и Маши Мироновой - плод авторской фантазии.
B. Встреча Пугачева с Гриневым была на самом деле.
12. Отметить, в чем заключается основная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
A. На воле лучше, чем в монастыре.
Б. Свобода - это естественное состояние человека.
B. Жизнь - это борьба за свободу
13. Отметить, какова роль описаний природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
A. Природа противопоставлена монастырю как свобода неволе.
Б. Природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу.
B. Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю.
Г. Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
14. Отметить основной прием, используемый автором в поэме «Мцыри».
А. Сравнение Б. Контраст В. Описание Г. Гипербола
(Максимальный балл – 6)
15. Откуда эти строки?

1) «Он был, казалось лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда
могучий дух Его отцов. Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо
умирал.»
2) «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.»?
3) «Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания... Имею повеление объехать здешний округ; а притом из собственного подвига
сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло
бесчеловечно.»
16. Пронумеровать порядок следования сюжетов в поэме «Мцыри».
A. Историческая часть.
Б. Исповедь Мцыри.
B. Предыстория героя.
Г. Исчезновение героя.
Д. Описание природы Кавказа.
17.Объяснить, как в сцене схватки с барсом проявляется противопоставление «природа человечна - общество бесчеловечно».
18. А.С. Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка писал исследование «История Пугачевского бунта», где добровольно изложил
зверства Пугачева. Объяснить, почему в повести нет таких описаний. Что изменилось бы в повести, войди туда описания злодеяний
Пугачева и его войска?

Оценочные материалы по литературе подготовлены с учетом МР ФИОКО 2021 г.
Демоверсия
Промежуточный контроль. 9 класс
1. Древнерусская литература относится к (отметь верный ответ):
A. 12 веку;
Б. 11-13 векам;
B. 11-17 векам.
2. Произведения древнерусской литературы – это (отметь лишнее):
A. «Повесть временных лет».
Б. «Горе от ума».
B. «Слово о полку Игореве».
Г. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Д. «Евгений Онегин».
3. Литературные направления в русской литературе возникли: (подчеркни верную дату):
классицизм - 17 век, 18 век;
сентиментализм - 18 век, 19 век;
романтизм - 19 век, 20 век.
4. Авторы и произведения русской литературы 18 века - это (отметь лишнее):
A. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия... 1747 года».
Б. Г.Р. Державин. «Фелица».

B. М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Г. Д.И. Фонвизин. «Недоросль».
Д. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».
5. Русские романтики - это (отметь лишнее):
А. К.Ф. Рылеев,
Б. В.А. Жуковский,
В. А.С. Пушкин,
Г. М.Ю. Лермонтов,
Д. А.Н. Островский.
6. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Кому из героев принадлежат следующие слова (подчеркни верный ответ):
«И дым Отечества нам сладок и приятен» (Фамусов, Чацкий)
«Герой не моего романа» (Лиза, София)
«Злые языки страшнее пистолета» (Лиза, София)
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца» (Молчалин, Фамусов)
7. А.С. Пушкин. Даты, события. (Отметь верный ответ)
1.А.С. Пушкин родился
А) в Москве; Б) в Санкт-Петербурге; В) в Михайловском
2. В лицее Пушкин написал:
А) «Воспоминания в Царском Селе» Б) «Деревня» В) «Лицинию»

3. Кто из великих поэтов 18 века «в гроб сходя, благословил» поэта?
А) Ломоносов Б) Державин
4. 19 октября в жизни А.С. Пушкина:
А) день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями Б) день окончания Лицея.
5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась:
А) 27января 1837 года Б) 6 июня 1837 года
8. Лирика А.С. Пушкина. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже? (выбери правильный ответ):
1. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А) «К Чаадаеву» Б) «К морю»

2. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
А) «Осень» Б) «В Сибирь»
3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А) «Я вас любил» Б) «К ***»

9. Роман «Евгений Онегин». О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках (выбери правильный ответ):
1. Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно....
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера.
А) Евгений Онегин Б) Владимир Ленский
2. С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
А) Евгений Онегин Б) Владимир Ленский
3. Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...
А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина

4. Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина
10. Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос
1. Почему Татьяна влюбилась в Онегина:
А) Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу
Б) И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
2. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:
А) Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Б) Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
3.Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским (выберите верный ответ):
А) В разборе строгом
Он обвинял себя во многом...
Б) ...в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
И вот общественное мненье!

4. Почему Татьяна, выйдя замуж, не отвечает на чувства Онегина: (выберите верный ответ):
А) «Из боязни тайной,
Чтоб муж иль свет не угадал
Проказы, слабости случайной»
Б) Я вас люблю (к чему лукавить)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
11. Изображение дворянства в романе (выберите верный ответ)
1. Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна
Иван Петрович так же глуп...
А) поместное дворянство Б) светское общество
2. Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством...
А) поместное дворянство Б) светское общество


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».