_Адаптированная рабочая программа по русскому языку.ТНР. 2-4 классы

Структура рабочей программы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования, для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем: Личностные
результаты освоения АООП НОО обучающимися с ТНР включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ТНР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Результаты освоения АООП НОО должны отражать:
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве в разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. Формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8. Использование различных способов поиска (в справочниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык» в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё
выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между

объектами и процессами;
16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
5 . Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально
ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для
учеников основой всей образовательной деятельности, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится: различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие;
согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
(в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника)
либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться: подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; различать употребление в тексте слов в прямом и
переносном значении (простые случаи); оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится: определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять
грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов — число, время, род
(в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике
алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на
виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,

обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам
предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится: применять правила правописания (в объёме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по
орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять
собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при
составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при
работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно
пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование,
рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте
смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с
разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,

содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной
задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с
изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание
небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в
слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы
гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и
выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания
текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в
именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление
небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной
характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный;
согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ъ и
ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю,
я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о
прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и
приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение

существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к
1, 2, 3му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме
прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,
2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения
I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён
существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши2, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме
приставках;
разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имён
существительных (кроме существительных на мя, ий, -ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное
написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с
однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные,
изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
2 класс.
№

Раздел /Тема урока.

Кол-во

часов
1.
2.
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наша речь. (2ч)
Знакомство с учебником. Русская речь. Что можно узнать о человеке по его речи?
Как отличить диалог от монолога? Проверка знаний.
Текст. (4 ч)
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста.
Контрольный диктант №1 (вводный).
Работа над ошибками.
Предложение. (9ч)
Предложение как единица русской речи, его назначение и признаки. Предложение как единица русской речи,
его назначение и признаки.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Контрольное списывание.
Распространенные и нераспространенные предложения русского языка.
Связь слов в предложении. Проверочная работа по теме "Предложение".
Р. Р. Обучающее сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова "Золотая осень".
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме "Предложение".
Работа над ошибками. Повторение материала по разделу.
Слова, слова, слова...(16ч)
Слова русского языка, их лексическое значение.
Слова русского языка как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова
русского языка.
Прямое и переносное значение многозначных слов в русском языке.
Синонимы русского языка.
Антонимы русского языка.
Р. Р. Обучающее изложение текста "Лисички" по В. Солоухину.
Обобщение по теме "Родное слово и его значение".
Корень слова.
Единообразное написание корня в однокоренных словах
Различение однокоренных слов и синонимов, омонимов.
Слог как минимальная произносительная единица. Словообразующая функция ударения в русском языке.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка.
Перенос слов. Правила переноса.
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме "Слова, слова, слова..."
Работа над ошибками.
Р. Р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по опорным словам.
Звуки и буквы. (53 ч)
Звуки и их обозначение буквами на письме. Алфавит.
Использование алфавита при работе со словарями русского языка. Употребление прописной буквы.
Р. Р. Составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом"
Проверочная работа по теме "Звуки и буквы"
Гласные звуки и буквы и их признаки
Р. Р. Обучающее изложение "Коля заболел" по А. Митта.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки безударных гласных в корне.
Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнение в написании слов с безударными гласными.
Обобщение знаний о правописании слов с проверяемыми безударными гласными.
Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме "Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне".
Работа над ошибками.
Р. Р. Сочинение по репродукции картины С. Тутунова "Зима пришла. Детство"
Согласные звуки, их признаки.
Согласный звук [й'] и буква "и краткое".
Слова с удвоенными согласными. Проект "И в шутку и всерьёз".
Р. Р. Составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова "Лоси".
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Мягкий знак (ь) - показатель мягкости согласного звука.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным. Проект "Пишем письмо".
Р. Р. Изложение зрительно воспринятого текста "Белёк" по С. Сахарнову.
Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч.
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нщ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
1.
2.

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нщ. Проект "Рифма".
Наблюдение за словами с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме "Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн,
чт, щн, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласным звуком.
Особенности проверяемых и проверочных слов
Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне
Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне.
Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.
Упражнение в правописании слов с парными по глухости - звонкости согласным звуком в корне слова.
Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.
Контрольное списывание.
Р. Р. Изложение текста по вопросам по В. Бианки.
Упражнения в написании слов с изученными орфограммами.
Обобщение знаний. Правописание гласных и согласных в корне.
Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме "Правописание слов с парными согласными в
корне".
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.
Использование на письме разделительного мягкого знака.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком.
Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком.
Р. Р. Составление рассказа по серии рисунков
Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме "Правописание слов с разделительным мягким
знаком".
Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма
Части речи. (57 ч.)
Общее представление о частях речи родного русского языка.
Соотнесение слов названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Имя существительное как часть речи.
Имя существительное как часть речи.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Упражнения в различении имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей. Р. Р. Составление устного рассказа по репродукции
В.М. Васнецова "Богатыри"
Заглавная буква в кличках животных.
Заглавная буква в кличках животных.
Заглавная буква в географических названиях.
Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием по теме "Правописание имен собственных"
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по числам.
Имена существительные, употребляемые только в одном числе.
Обобщение знаний об имени существительном.
Р. Р. Изложение повествовательного текста.
Глагол как часть речи и его употребление в речи.
Упражнения в распознавании глаголов
Упражнения в распознавании глаголов.
Р. Р. Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели".
Единственное и множественное число глаголов.
Изменение глагола по числам.
Правописание частицы не с глаголом.
Обобщение знаний о глаголе.
Текст повествование и роль в нем глаголов.
Составление текста повествования на определённую тему.
Закрепление пройденного материала по теме "Глагол".
Правописание частицы не с глаголом. Закрепление пройденного материала по теме "Глагол".
Имя прилагательное как часть речи.
Значение имён прилагательных.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Связь имен существительных с именами прилагательными.
Имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Единственное и множественное число имен прилагательных.
Изменение имен прилагательных по числам.
Роль имен прилагательных в тексте описании.
Р. Р. Составление текста описания по репродукции картины Ф. П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка".
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Местоимение (личное) как часть речи.
Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи.
Р. Р. Редактирование текста.
Текст-рассуждение, его структура.
Р. Р. Обучающее изложение текста-рассуждения по статье из журнала "Мурзилка".
Обобщение знаний о местоимении.
Предлог как часть речи.
Раздельное написание предлогов со словами.
Упражнения в употреблении и написании предлогов
Р. Р. Редактирование деформированного текста "Храбрый утенок" по рассказу Б.Житкова.
Обобщение знаний о предлоге.
Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием по теме "Части речи".
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о частях речи.
Проект "В словари - за частями речи!"
Повторение и систематизация изученного. (12 ч)
Виды текстов.
Предложение. Знаки препинания в конце предложений.
Главные члены предложения, их распознавание.
Слово и его лексическое значение
Части речи и различение их признаков
Части речи и различение их признаков. Разбор слова как части речи.
Части речи и различение их признаков. Разбор слова как части речи
Контрольное списывание текста.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко – буквенный разбор слов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10.
11.
12.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко – буквенный разбор слов.
Обобщение знаний об изученных правилах орфографии
Итоговый урок по курсу русского родного языка за 2 класс
Итого:

1
1
1
153 ч

3 класс.
№
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел /Тема урока
Язык и речь. (3 ч)
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа.
Наша речь и наш язык.
Обобщение знаний по разделу "Язык и речь"
Текст. Предложение. Словосочетание. (12 ч)
Текст. Типы текста.
Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Средства выразительности языка.
Виды предложений по цели высказывания.
Входной контрольный диктант.
Работа над ошибками. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением.
Предложения с обращением. Составление предложений по схеме.
Главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложения.
Простое и сложное предложения. Знаки препинания.
Составление словосочетаний по картине В. Д. Поленова "Золотая осень"
Словосочетание.
Обобщение по разделу: "Текст. Предложение. Словосочетание"
Слово в языке и речи. (15 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные, многозначные слова. Синонимы, антонимы.
Омонимы.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.
Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам.
Части речи

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Имя числительное.
1
Однокоренные слова
1
Контрольный диктант.
1
Слово слог. Гласные звуки.
1
Слово и слог. Согласные звуки.
1
Проект "Рассказ о слове".
1
Звонкие и глухие согласные звуки.
1
Фонетический разбор слов.
1
Разделительный мягкий знак.
1
Состав слова. Правописание частей слова. (39 ч)
Корень слова. Как найти в слове корень? Правописание корня в однокоренных словах.
1
Сложные слова.
1
Формы слова. Окончание.
1
Формы слова. Окончание. Как найти в слове окончание?
1
Приставка. Как найти в слове приставку?
1
Приставка как значимая часть слова.
1
Значения приставок.
1
Суффикс как значимая часть слова русского языка.
1
Суффикс как значимая часть слов русского языка. Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения
суффикса в слове.
1
Значения суффиксов в слове. Образование слов с помощью суффиксов.
1
Р.Р. Составление текста описания по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе".
1
Основа слова
1
Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
1
Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста по В. Бианки
1
Контрольный диктант по теме "Состав слова"
1
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала.
1
Проект "Семья слов"
1
Правописание частей слова.
1
Правописание слов с безударными гласными в корне слова.
1
Правописание слов с безударными гласными в корне слова
1
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
1
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.
Р.Р. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. Составление текста по рисунку
Правописание слов с непроизносимыми согласным звуком в корне.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне
Правописание слов с удвоенными согласными
Обучающее сочинение по картине Васнецова В.М. «Снегурочка»
Контрольный диктант по теме "Правописание корней слов"
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок.
Контрольное списывание
Правописание приставок и предлогов в словах русского языка.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным
твёрдым знаком.
Проект "Составляем орфографический словарь"
Р. Р. Обучающее изложение по тексту М. Родионовой
Работа над ошибками.
Части речи. (69 ч)
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.
Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.
Имя существительное и его роль в речи. Начальная форма имени существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском
языке.
Р.Р. Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова
Собственные и нарицательные имена существительные. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Проект « Тайна имени».
Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Род имён существительных: мужской, женский, средний.
Род имён существительных. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других
формах.
Мягкий знак (ь) после шипящих имён существительных женского рода.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.
Р.Р. Обучающее изложение по басне Л. Толстого
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам)
Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).
Р. Р. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина « Иван-царевич и лягушка-квакушка"
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных.
Именительный, родительный, винительный падежи.
Творительный падеж имён существительных.
Предложный падеж имён существительных.
Р.Р. Обучающее изложение по тексту К. Паустовского
Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Контрольный диктант по теме "Падеж имён существительных"
Работа над ошибками.
Проект « Зимняя страничка»
Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
РРЯ. Текст-описание. Роль имён прилагательных в родной речи.
Р.Р. Отзыв по картине М. А. Врубеля "Царевна - Лебедь"
Изменение имён прилагательных по родам
Изменение имён прилагательных по родам.
Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Число имён прилагательных
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.
Падеж имён прилагательных (общее представление)
Изменение имён прилагательных по падежам
Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное"
Р.Р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.А.Серова « Девочка с персиками»
Проект "Имена прилагательные в загадках"

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Личные местоимения. 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.
Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам
Р.Р. Редактирование текста Г. Снегирёва
Обобщение знаний по теме "Местоимение"
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в родной речи.
Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы - синонимы. Глаголы, употреблённые в прямом и
переносном значении.
Р.Р. Сочинение-рассказ по серии картинок
Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной
глагольной форме.
Неопределённая форма глагола.
Единственное и множественное число. Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам.
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах.
Изменение глаголов по временам. Обобщение и закрепление знаний
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого
Род глаголов в прошедшем времени
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы не с глаголами.
Правописание частицы не с глаголами.
Контрольное списывание.
Обобщение знаний по теме "Глагол".
Контрольный диктант по теме "Глагол".
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала.
Повторение.15
Части речи.
Части речи.
Р.Р. Обучающее изложение по тексту В. Сухомлинского.
Обобщение изученного о слове, предложении, тексте.
Правописание слов с изученными орфограммами.
Правописание значимых частей слов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Правописание значимых частей слов.
Итоговый контрольный диктант за год
Работа над ошибками.
Однокоренные слова.
Текст. Виды текста. Части текста.
Р. р. Изложение по самостоятельно составленному плану.
Состав слова.
Словари русского языка.
Урок - обобщение "Великий могучий русский язык!"
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
153 ч

4 класс.
Раздел
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.

Тема урока
Повторение. (10 ч)
Наша речь.
Язык и речь. Формулы вежливости
Текст. Признаки текста. План текста
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Е. Пермяка
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение как единица речи. Виды предложений. Знаки препинания в конце предложений.
Диалог. Обращение.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые
нераспространённые предложения.
Входная контрольная работа.
Работа над ошибками. Словосочетание.
Предложение. (8 ч)
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Р.Р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
и
1
1
1
1
1
1
1
1

6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Различение сложного предложения и простого с однородными членами.
Проект "Похвальное слово Знакам препинания" . Союзы в сложном предложении.
Обучающее изложение по коллективно составленному плану
Слово в языке и речи. (16 ч)
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение
Многозначные слова русского языка. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова.
Синонимы, антонимы, омонимы русского языка.
Фразеологизмы русского языка. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Разбор по составу.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.Правописание гласных и согласных в корнях слов,
удвоенных согласных в словах.
Правописание приставок и суффиксов.
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Р.Р. Обучающее изложение.
Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи..
Склонение имён существительных и имён прилагательных. Использование в русском языке.
Имя числительное как часть речи. Глагол как часть речи. Использование в русском языке.
Наречие как часть речи. Упражнение в образовании наречий. Использование в русском языке.
Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван -Царевич на Сером волке".
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала.
Контрольный диктант по теме "Слово в языке и речи"
Имя существительное. (32 ч)
Работа над ошибками. Имя существительное. Определение падежа имени существительного.
Упражнение в распознавании им.п., род.п., вин. падежей имен существительных.
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в
дательном падеже.
Упражнение в различении имен существительных в тв. и пр. падежах. Несклоняемые имена существительные.
Контрольное списывание.
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён
существительных 1-го склонения..
РР Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова "Первый снег"
2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Обобщение знаний о типах склонения
РР Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова
Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед. числе
Именительный и винительный падежи.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном и винительном падеже.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном и винительном падеже.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в дательном и родительном падеже.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в дательном и родительном падеже.
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном
падежах.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в творительном падеже. Упражнение в
правописании безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в предложном падеже.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в предложном падеже. Упражнение в
правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
РР Обучающее сочинение по картине.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала по теме "Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в ед.ч."
Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.
Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж имен
существительных множественного числа.
Родительный падеж имен существительных множественного числа. Винительный падеж одушевлённых имён
существительных.
Родительный и винительный падеж одушевлённых имён существительных.
Дательный, творительный и предложный падежи. Работа с деформированным текстом
Дательный, творительный и предложный падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Упражнение
в правописании безударных окончаний имён существительных.
Проект "Говорите правильно!"
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное. (30 ч)

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
1.
2.

Имя прилагательное как часть речи. Роль в русском языке.
Род и число имён прилагательных.
Начальная форма имён прилагательных.
Склонение имен прилагательных.
РР Сочинение "Чем запомнилась картина В.А.Серова "Мика Морозов"
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Именительный, винительный, родительный падежи.
Творительный и предложный падежи.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже.
Проект "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода.
РР Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого
Контрольный диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний прилагательных"
Работа над ошибками.
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
РР Обучающее сочинение-отзыв по картине
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.
РР Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева по самостоятельно составленному плану
Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имён прилагательных.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Работа над ошибками. Имя прилагательное. Обобщение пройденного материала.
Местоимение. (8 ч)
Местоимение как часть речи. Роль в русском языке.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений с
предлогами.
Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Морфологический разбор
личных местоимений.
Обучающее изложение по тексту В. Железникова.
Упражнение в правописании местоимений. Проверочная работа.
Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме "Местоимение"
Глагол. (32 ч)
Глагол как часть речи (повторение). Роль в русском языке.
Изменение глаголов по временам. Использование в речи.
Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. Использование в русском языке.
Неопределённая форма глагола.
Неопределенная форма глагола. Образование от глаголов в неопределённой форме временные формы глаголов.
Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами.
РР Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова
Работа над ошибками. Упражнение в образовании форм глаголов.
Спряжение глаголов (общее понятие).
Спряжение глаголов
Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола.
Употребление Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописание НЕ с глаголами.
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Спряжение глаголов в будущем времени.
Проект "Пословицы и поговорки"
Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными окончаниями.
Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме.
Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме. Глаголы – исключения.
Упражнение в правописании личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Возвратные глаголы в русском языке. Правописание возвратных глаголов.
Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах.
Упражнение в правописании возвратных глаголах – тся и – ться.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Контрольное списывание.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание родовых окончаний у глаголов в прошедшем времени..
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Упражнение в правописании глаголов в прошедшем времени
Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.
Обучающее изложение по тексту К. Паустовского
Работа над ошибками.
Повторение пройденного за год. (17 ч)
Повторение по теме «Язык. Речь. Текст».
Повторение по теме «Предложение и словосочетание».
Повторение по теме «Предложение и словосочетание»
Контрольный диктант за год.
Работа над ошибками.
Повторение по теме «Однородные члены предложения».
Повторение по теме «Простые и сложные предложения».
Повторение по теме «Лексическое значение слов».
Р.Р. Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану
Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание значимых частей слова».
Повторение по теме «Правописание значимых частей слова».
Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слов».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Урок- игра "Русский язык".
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
153 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».